Здравствуйте, батюшка!
Вопрос следующий - может ли человек считать себя православным христианином, если он не принимает некоторые догмы православия (не касающиеся Бога и Его природы), а именно иконопочитания, поклонения/почитания мощей и молитвы святым и Богородице.
Подробней говоря, человек практически во всем разделяет то, во что верят все православные, и что касается Триединства и природы Христа, Таинств и всего прочего, но он не считает нужным молится кому-либо, кроме Святой Троицы, хотя уважительно относится к святым и отцам церкви и Богородице, предпочитает обходиться без икон по этой же причине, но трепетно к ним относится. Про мощи тут и говорить не надо, считает это ненужной в церкви вещью.
И вообще, должен ли каждый православных христианин соблюдать данные правила?
Спаси Господи! (Михаил, 28.11.2018 20:09)
Здравствуйте, Михаил! Православным христианином считается тот человек, который принимает все церковное учение, записанное на страницах Священного Писания и в Священном Предании, выраженное в догматах, оросах, канонах Вселенских и Поместных Соборах, в учении святых отцов – учителей Церкви. При этом хочу отметить, что отрицая молитвы святым, Вы не принимаете принцип соборности Вселенской Церкви (Евр. 12, 22-23) и важности соборных молитв (Мф. 18, 19). Святые, при этом, не являются посредниками между нами и Богом, а выступают как наши сомолитвенники, к которым мы обращаемся: «…моли Бога о нас!». И это подтверждает ап. Иоанн Богослов, который видел: «чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5:8). Мощи это не просто человеческие останки, а это «храм Божий», в котором обитала христианская душа, исполненная Духом Святым (1Кор. 6, 19; 1 Кор. 3, 16). Мы знаем из Ветхого Завета, что мощи пророка Елесея воскресили мертвого человека. Почитая мощи святых угодников божиих мы отдаем честь и славу Богу, Который Своей Благодатью прославил Своих угодников, Который обитал в них, и через это их тела соделал святым храмом Своим. В Ветхом Завете была традиция молиться на храм Божий, как об этом говорит псалмопевец: « Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему» (Псалтирь 27:2). А также месту присутствия Божиего люди благоговейно и почтительно кланялись: «я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Псалтирь 5:8). Таким образом, почитание мощей святых, на основании вышеприведенных текстов Священного Писания, не являются греховным или недопустимым для христианина. Что касается святых икон, то хочу Вам сказать, что в Православной Церкви нет учения о поклонении иконам, а на Седьмом вселенском Соборе был принят орос – вероучительное определение, в котором говорится, что «честь, воздаваемая образу, к первообразному восходит». Отрицание икон влечет за собой отрицание богмата о Боговоплощении. В Ветхом Завете было запрещено изображать Бога, Которого никто и нигде не видел, а в Новом, когда «Бог явился во плоти», воплотился и родился от Девы Марии и стал Человеком, стал видимым и, соответственно, изобразимым. Поэтому в церкви и появились святые иконы. Самое главное, православный христианин должен принимать Семь Таинств Церкви, которые видимым образом совершаются над человеком, и в которых невидимым образом верным подается благодать духа Святого. Пусть человек, который считает себя православным христианином, но еще не в состоянии принять все Церковное учение, смиренно молиться ко Господу о даровании мудрости и рассудительности, об укреплении веры, доверия Господу и Его Святой Слову.