Здравствуйте, отец Александр!
У меня к Вам несколько вопросов.
1) Если человек был на Всенощном бдении, но не подошел к помазанию и/или не взял освященный на литии хлеб - это грех? И всем ли можно подходить на помазание и брать освященный хлеб, или только тем, кто присутствовал на богослужении с самого начала? Имею в виду, можно ли подходить к тайнодействию помазания, если, например, пришел в храм за пять минут до него?
2) Последние полгода житейское море поглощает очень сильно. Постоянно какие-то дела (а иногда и просто какое-то бесчувственное "отупение" и всеобщая лень) становятся преградой к исповеди. На богослужениях я бываю не очень редко, стараюсь бывать хотя бы один раз в неделю, но не всегда бываю полное богослужение (график работы у меня гибкий, в основном посещаю вечерние службы, а теперь когда они сместились в связи с ранним потемнением на раннее время, не смогу посещать их так часто). С посещением утренних служб - беда. И в этом вся проблема: на вечерних службах у нас как-то не принято вообще исповедовать. Как-то раз я попросил у священника, которому доверяю свою духовную жизнь, поисповедаться на вечернем богослужении, его это удивило, но все же он меня поисповедал. Сейчас я приступаю к Таинству Причащения не так часто, как раньше, попросту сложнее во всей суете готовиться и есть определенные обстоятельства, которые на данный момент препятствуют частому участию в Евхаристии. Но исповедоваться хотел бы регулярно. А сегодня произошло что-то странное. Был на вечернем богослужении, хотел исповедоваться завтра, и, по возможности, причаститься. Готовился, правда, как мог (неделя не самая простая выдалась). Но вдруг почувствовал какую-то внутреннюю тревогу, нежелание исповедоваться у священника, который, говоря простым языком "не мой". Даже службы мне как-то не нравятся у него, что ли... Как-то все кажется затянуто... Даже не знаю, как Вам объяснить, но несколько раз побывав на службах, которые он вел, с трудом "достаивал" их до конца (а с одной-двух просто ушел). И решил отложить исповедь и участие в Евхаристии на период, когда появится "мой" священник (у нас они чередуются по неделям и по дням), тем более что с 4 ноября беру отпуск на 2 недели, и будет как-то спокойнее готовиться к Таинствам. А внутри теперь какое-то двойственное чувство: вроде и правильно поступил (ведь всегда лучше исповедоваться у одного и того же священника), а вроде и нет (ведь все-таки перед этим было, что я исповедовался у другого священника). Не знаю даже, согрешаю ли я подобной избирательностью в священнослужителях?
Спаси Вас Господь! (Павел, 25.10.2019 18:29)
Здравствуйте, Павел! 1. Прежде всего, хочу сказать, что каждый православный христианин, по возможности, должен присутствовать минимум однажды в неделю на всех богослужениях суточного круга: на Вечерней, Утреней, часах и Литургии. Если нет возможности быть вечером на всем богослужении, то можно постараться хотя бы частично побывать на Всенощном Бдении. При этом можно подходить на помазание и брать освященный хлеб. 2. Я уже писал неоднократно, что в Таинстве Покаяния главное не исповедь, а осознание своего греха, раскаяние перед Богом, исправление жизни, постоянный самоконтроль и самоанализ действий, слов и помыслов. Исповедь завершает процесс нашего «метаноэ» - переоценка жизненных приоритетов, перемена пути и образа мыслей. Не имеет значения, какой священник слушает Вашу исповедь. Любой из них прочитает над Вами разрешительную молитву, прося у Господа для Вас прощения и примирения с Церковью. Заблуждение, относительно того, что необходимо исповедоваться у одного священника, возникло вследствие путаницы, и касалось это не исповеди, а духовничества. Т.е. у православного христианина должен быть один духовный отец, который о нем молится, знает его жизнь и всё, сопряженные с ней проблемы, трудности и искушения. Духовник, как правило, руководит духовной жизнью: дает советы, наставления и рекомендации, которые касаются молитвенных правил, строгости постов, периодичности участия в Таинствах и т.д. Поэтому, в описанной ситуации, проявилось Ваше субъективное лицеприятие к личности священника, и Вы лишили себя возможности участия в Таинствах. Готовясь к причастию, прежде всего, как учит нас Правило: «примирися с тя опечалившими…», т.е. постарайтесь всех простить и попросить прощение. Также, просите Господа простить Вас за согрешения и благословить Своей Благодатной помощь на исправление образа жизни.
Павел 01.11.2019 09:18:
Спаси Вас Господи, отец Александр! Вы очень доступно все объяснили! Слава Богу, с 4 ноября у меня наконец отпуск и можно нормально подготовиться и участвовать в Таинствах!