Здравствуйте,о.Александр.В военнодраматическом фильме,,Судьба человека\'\' есть такая история:военнопленных загоняют в полуразрушенный храм и закрывают там.Один православный солдат не смог осквернить святое место и пытался выйти наружу.Двое солдат пытались оттянуть его от дверей и все трое были убиты .Вы,батюшка,может быть видели этот фильм,созданный ещё в 1959г.Только в СССР просмотрели фильм 39200000 зрителей.Здесь двое отдали жизни за ближнего,как и написано в Евангелие от Иоанна:,,«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» А дальше такая ситуация:все спят,а военнопленный Крыжнев говорит взводному,коммунисту,что завтра выдаст его врагам.Тогда расстреливали сразу коммунистов,командиров и евреев.Солдат Андрей Соколов слышит разговор и предлагает взводному совместно убить предателя,что они и делают.У меня такой вопрос,о.Александр,как правильно в такой ситуации поступить православному христианину?Победить зло можно только добром.Спасая одного,Андрей Соколов совершил убийство,другого в убийство ввел и третьему добра не сделал.Если бы он уговаривал Крыжнева,было бы правильно?Возможно и он и взводный утром погибли бы,но так бы он поступил по христиански?Спаси Господи.Приятного поста Вам,батюшка. (Аркадий, 02.12.2019 22:23)
Здравствуйте, Аркадий! К сожалению, я давно смотрел этот фильм, а сейчас пересмотреть его нет возможности и времени. Но вопрос Ваш я понимаю: как совместить шестую заповедь «не убивай», с тем, когда приходится это делать, защищая других людей, обороняя родную землю, выполняя свой служебный и воинский долг. По толкованию святых отцов, эта заповедь запрещает нам поднимать руку на своих личных врагов, противников и недоброжелателей. Нам запрещается брать в руки оружие, чтобы отомстить за себя. А тем более, чтобы с его помощью достигать корыстных и враждебных целей. Христианин должен молиться и просить у Господа мудрости и помощи, чтобы избежать физического насилия, кровопролития и других личных конфликтов. Но вместе с тем, если в наш дом лезут вооруженные грабители или на Вашу землю пришли враги–оккупанты, то проявляя пацифизм, непротивление злу и насилию, мы можем быть косвенно виновными в гибели, насилии и других бесчинствах, проявленными по отношению к нашим родным и близким, старикам, женщинам и детям. Поэтому, защита своего дома или своей Родины с оружием в руках, даже причиняя ранение и смерть врагу, первым применившим оружие, не будет грехом, а будет считаться добродетелью, выполнением своего долга и исполнением заповеди: «положить душу за ближних своих». Оружие бывает не только агрессивным и преступным, но также и карающим. Иисус Христос говорит: « все, взявшие меч, от меча погибнут» (Мф. 26, 52). Т.е. Господь осуждает тех, кто первым берет оружие и применяет его против своих ближних. И вместе с тем, косвенно благословляет карающий меч в справедливых руках, наказывающий тех, кто первый дерзнул проявить насилие.