В армии старослужащие (деды) заставляют новобранцев делать за них свою работу, часто унизительного характера (мыть полы, стирать их личные вещи да и множество других действий унижающих человеческое достоинство). Как должен вести себя в этой ситуации христианин: смиренно выполнять все их требования или сказать что ничего не будет делать и стоять в этом до конца?
В житиях святых мы часто читаем что святой смиренно терпел унижения и оскорбления в свой адрес, но никогда не описывается ситуация когда при святом оскорбляют его близких и родных и его реакцию на это. Если при мне оскорбляют моих близких и родных я должен хотя бы словом защитить их или должен смиренно промолчать? (Игорь, 29.03.2021 08:48)
Здравствуйте, Игорь! В нагорной проповеди Иисус Христос учит своих последователей смирению, кротости и непротивлению: «Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду, и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:39-41). Но здесь нужно сказать, что такая модель поведения должна быть не вынужденной, а добровольной, т.е. христианин осознанно позволяет себя унижать, принуждать, обежать и оскорблять. Если же человек, по своему маловерию, к этому не готов, то он имеет полное право отстаивать свою честь и достоинство в соответствии с правами и свободами, которые гарантирует государственное законодательство. Но что касается унижения и оскорбления ближнего, то это единственный случай, когда христианин может применять силу, проявляя необходимую защиту своих близких, родственников или знакомых. Особенно если оскорбление и унижение направлено против женщин, детей и престарелых людей. Если христианин, руководимый пацифистскими идеями, равнодушно смотрит, что бьют, обижают, оскорбляют и проявляют насилие по отношению к слабым, то он становится косвенным соучастником этого злодеяния.