Здравствуйте, отец Александр! Читала когда-то, а теперь на своем опыте подумала про одну вещь. У всех людей разные характеры, разные границы терпения, а если одного выводит из себя любая мелочь, то другой терпит действительно трудные вещи. Но вопрос в другом. Это же тоже даётся каждому своё. То есть если один человек всегда ласковый, добрый, не гневливый, все его любят...А другой изо всех сил сдерживается, но у него не получается. Прорывается гнев, раздражение, нетерпение. Верно ли то, что он только отчасти виноват? Я по себе говорю. В один день я спокойная, терплю поведение ребенка, или мужа, к примеру, без гнева. В другой день меня как будто разрывает на части от раздражения, любая мелочь- это как на санках с горы-покатятся- не остановишь. Не могу с собой совладать. Не знаю, физическая это причина(бывает усталость, голод, большое количество дел, торопливость, суета), или духовная, но бывает как будто на меня обрушивается туча всего темного, и я не могу совладать с собой. Но когда я спокойная- это не моя заслуга. Это как то внутри все спокойно, само по себе. Получается, когда мы хвалим одних людей за их спокойствие, это может быть их природный характер, они не борятся, или в меньшей степени борятся с собой, чем другие люди. А другие, по каким то причинам (воспитание, физическое состояние, врожденный характер), могут быть и гневливые, и раздражительные, но это- как болезнь. Я сама не хочу быть такой, и хотела бы быть всегда доброй, ласковой, спокойной, дружелюбной, улыбчивой....Но не могу. Может,и другие хотели бы быть такими, но не могут. А об этой внутренней борьбе никто не знает. И судим мы по поступкам и наружности. И это получается, в корне неверно. Так? Даже если один человек всегда добрый, а другой всегда гневливый, но он может так переживает свой гнев, и кается постоянно...То есть неверно хвалить одних за их незлобие, и порицать других за их грубость, к примеру. Я очень переживаю и каюсь после своих вспышек гнева, но пока перемениться не могу. Корю себя, но с другой стороны, понимаю, что наверное, это все правильно, для избавления от гордости и укорения других людей. Правильно это все или нет? (Валентина, 07.02.2022 10:55)
Здравствуйте, Валентина! Ап. Павел пишет: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно…» (1Тим 4:16). Также и святые отцы учат: «Внимай себе и довлеет тебе». Таким образом Церковь научает нас, что в деле спасения мы должны проявлять самоанализ и самоконтроль своих помыслов, слов, дел и поведения. В отношениях с окружающими мы должны избегать субъективного оценочного суждения, ограничиваясь констатацией фактов. Это важно, т.к. только Бог знает человека, его духовное и психологическое состояние, мотивацию его поступков, его способности и возможности. Мы, по заповеди Христа, должны избегать осуждения, ради того, чтобы сами были помилованы и прощены. Вместе с тем к себе мы должны быть требовательными, иметь критическое отношение, избегать самооправдания, помня слова Спасителя, что в начале необходимо избавиться от собственного «бревна», а не искать сучки в глазах ближних (Мф. 7, 2). Поэтому, одним из правил духовной жизни является принцип быть для себя «судьей», а для окружающих «адвокатом». Господь знает какие у каждого человека способности, возможности, черты характера и психологический пит личности. Но мы, при этом, не должны, оправдывая свою несдержанность, эмоциональную распущенность, эгоцентризм и уязвленное самолюбие, ссылаться на то, что «у меня такой характер», «у меня расшатаны нервы», «у меня было трудное детство», «изматывающая неделя», «тяжелый день» и т.п. и т.д. Церковь учит нас, что существует три источника искушений: от плоти, мира и дьявола. Плотские искушения могут быть следствием наших психосоматических расстройств, поэтому не лишним будет заботиться о своих нервах, при необходимости принимать успокоительные чаи, настои, препараты и витамины. Полезно также, особенно для женщин, периодически проверять щитовидку и гормональных фон. Необходимая забота о здоровье и о своем теле, как о «храме Божьем», является неотъемлемой частью полноценной духовной жизни. Также постоянная христианская жизнь: молитвы, чтение Писание, посещение храма и участие в Таинствах, помогает избегать и побеждать искушения от мира и сатаны. Помоги Вам Господь!