Почему и в каких случаях людей иногда отлучают от Причастия или вообще от Церкви?
Ведь Церковь, как Лечебница, а Причастие - самый сильный в мире путь к исцелению? Ведь больного не выгоняют из больницы, а наоборот оставлают по-дольше для лечения... (Инна, 04.07.2009 11:42)
Уважаемая Инна! Отлучение от Церкви – есть результат непослушания человека, принадлежащего к ней. Господь Иисус Христос говорил : «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним;…Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух (свидетелей)…Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18, 15-17). Отлучение от церкви - это подтверждение того факта, что человек перестал принадлежать ей и сам свидетельствует об этом, высказывая свои еретические убеждения и мысли, живя и поступая вопреки заповедям и не принося покаяния.
Как известно, русский писатель Л. Н. Толстой в своих трудах писал, что верить во Христа как в Бога и молиться ему есть величайшее кощунство. В некоторых письмах он упоминал, что он не считает себя православным христианином. Таким образом, Святейший Синод отлучая Толстого от Церкви всего лишь констатировал, что Лев Николаевич добровольно и осознанно к ней не принадлежит.
Что касается Таинства Евхаристии (Причащения), то оно является источником Божественной Благодати, которая «всегда немощная врачует и оскудевающая восполняет». Но Благодать Божья действует спасительно на душу человека только лишь тогда, когда человек рассуждает (верует), что в Причастии ему предлагается не просто хлеб и вино, а истинное Тело и Кровь Господня.
Св. ап. Павел предупреждая христиан о недостойном Причащении говорит: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Посл. к Коринф. 11, 27-30).
Таким образом, из этих слов мы видим, что Божья Благодать в Святых Таинствах не действует на человека механически, а требует от него личной веры, «рассуждения и испытания».
Например, человек не имеет права Причащаться, если в его душе нет мира, он находится с кем-то во вражде, не примирился с обидчиком, хотя церковь напоминает нам в молитвах ко Причащению: «Хотя ясти, человече, Тело Владычне,… первее примирися тя опечалившим». И во время исповеди священник, видя то что человек не простил и не попросил прощения, не имеет твердой веры и убеждения, что это не просто обряд, а величайшее Таинство, может отлучить (не допустить) его к Причастию лишь с одной целью: чтобы Причащение не было в осуждение, не стало причиной еще больших духовных немощей, болезни или даже смерти.