Объясните, пожалуйста, не является ли тревога о собственной участи на Страшном суде просто проявлением эгоизма и заботы о себе и спасении своей души? Когда я пытаюсь сделать что-то хорошее, думая при этом о спасении - не корысть ли это своего рода? Т.е. это хорошее должно идти просто от сердца, безо всяких мыслей о "воздаянии" (не то чтобы награде, но и о прощении грехов), без каких либо ожиданий? (Елена, 20.10.2009 09:21)
Уважаемая Елена! Спасение души не является эгоистическим стремлением, а есть смысл человеческой жизни, его назначение. И вся земная жизнь человека – это подготовка к вечной жизни. И человек своим отношением к Богу, Его заповедям, образом своей жизни выбирает Жизнь Вечную, спасение души или вечное осуждение, духовную погибель. По этому, спасение, которое дарует нам Господь по своей милости – это результат нашей земной жизни, которая была посвящена Богу, служению людям, добру и правде. Святые отцы заметили, что христиане, желающие спасти свою душу, делятся на три условных психологических типа: раба, слуги, сына. Первый тип – психология раба – раб служит и работает для господина, боясь наказания, То есть из-за страха. Есть православные христиане, которые боясь Божьего наказания стараются исполнять заповеди, жить благочестиво. Второй тип – психология слуги – слуга служит из-за награды, воздаяния. Такой человек готов делать добрые дела, угождать Богу, чтобы получить от Него благословение в жизни, помощь в делах, награду в Вечности. Третий тип – психология сына – сын служит отцу, не из-за страха наказания, не из-за награды или платы, так как он наследник и ему все принадлежит, а из-за любви к отцу и боязни его огорчить. Так и христианин, обладающий таким отношением к Богу, служит Ему, делает добрые дела, движимый благодарностью и любовью к Господу. Любой из трех типов, по мнению Святых отцов, приводит душу человека ко спасению, и верующий человек сам выбирает для себя кто он в отношении с Богом - раб, слуга или любящий сын.