|
|
Богослужение
–
внешнее выражение религиозной веры в молитвах и обрядах.
|
Ежесуточный круг православных богослужений включает в себя девять
служб:
В настоящее время совершается три варианта литургии:
- Литургия Иоанна Златоуста (краткое
объяснение) – служится почти круглый год;
- Подробное объяснение Литургии епископа
Александра (Милеанта).
- Cвященник Александр Мень. Литургия. (Из книги Таинство, Слово, Образ)
- Литургия Василия Великого - совершается
десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления,
в день памяти святого Василия Великого 14 января, в 1-е, 2-е,
3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие (Страстные)
четверг и субботу;
- литургия Преждеосвященных Даров,
составленная святителем Григорием Двоесловом – служится только
Великим постом.
Кроме основных, регулярных богослужений, существует целый ряд служб,
совершающихся по просьбам верующих (молебны, панихиды и другие), а
также богослужения таинств.
Вечерня (объяснение)
– первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером,
перед заходом солнца.
Повечерие
- одно из ежедневных богослужений, совершаемое в конце вечерни. Служится
в монастырях.
Полунощница
- как показывает самое название, есть богослужение, совершаемое в
полночь, в память полунощной молитвы Исуса Христа в саду Гефсиманском
и в воспоминание того, что мы должны быть всегда готовыми к ответу
на Страшном Суде Христовом: «Не весте дне и часа, в онь же Сын человеческий
приидет», – сказал Христос, который приидет неожиданно, подобно жениху
в полунощи, как повествуется в евангельской притче «О десяти девах».
Полунощница бывает повседневная, субботняя и воскресная. Служба эта
изложена также в часослове.
Служится в монастырях.
Утреня (объяснение)
– богослужение, получившее свое название от того, что совершалось
рано утром.
В настоящее время совершается после вечерни, накануне
наступления нового дня.
Всенощное бдение
– особо торжественное богослужение, совершаемое вечером накануне праздников
и воскресных дней.
Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом,
причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и
при большем освещении храма, чем в другие дни.
Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно
начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.
Потом,
из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение
несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно
и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным
бдением сохранилось.
Часы
– богослужения, предназначенные изначально для каждой четверти
дня и состоящие из трех псалмов, нескольких стихов и молитв.
Каждая
из служб первого, третьего, шестого и девятого часов посвящена
воспоминанию о тех или иных обстоятельствах страданий Спасителя.
Первый час – одно из богослужений суточного круга, совершаемое
после окончания утрени.
Освящает молитвой наступивший день и напоминает о том утреннем
часе, когда Христос был приведен на суд.
Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых
мы просим Бога, чтобы Он “заутра услышал глас наш” и исправил
дела рук наших в продолжении дня.
Оканчивается служба 1-го часа победною песнью в честь Божией Матери:
“Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная
восписуем Ти раби Твои, Богородице.
Но яко имущая державу непобедимую,
от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная.”
В этой песни Божию Матерь мы называем “победоносным вождем против
зла”. Затем священник произносит отпуст 1-го часа.
Третий час – одно из богослужений суточного круга, совершаемое
перед началом литургии.
Посвящается воспоминанию о суде над Христом.
Шестой час – одно из богослужений суточного круга, совершаемое
после третьего часа, перед литургией.
Посвящен воспоминанию о
распятии Иисуса Христа.
Девятый час – одна из служб суточного круга, совершаемая
обычно перед вечерней.
Посвящена воспоминанию о крестной смерти
Иисуса Христа.
Литургия (греч. – общее дело)
– самое главное богослужение Христианской Церкви.
Установлена Самим Иисусом Христом на Тайной вечери.
Центральным моментом литургии является таинство евхаристии – пресуществление
хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
В настоящее время совершается три варианта литургии:
- Литургия Иоанна Златоуста (краткое
объяснение) – служится почти круглый год;
- Подробное объяснение Литургии епископа
Александра (Милеанта).
- Cвященник Александр Мень. Литургия. (Из книги Таинство, Слово, Образ)
- Литургия Василия Великого - совершается
десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления,
в день памяти святого Василия Великого 14 января, в 1-е, 2-е,
3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие (Страстные)
четверг и субботу;
- Литургия Преждеосвященных Даров,
составленная святителем Григорием Двоесловом – служится только
Великим постом.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский:
«Божественная Литургия есть поистине небесное на земле
служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим
образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым
Священнодействителем, приносящим и приносимым.
Нет ничего на земле
святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее Литургии!»
|