Главная >> О смысле. Объяснение ТаинствПост - заповедь Божия
|
О смысле. Объяснение Таинств
|
Епископ Иларион (Алфеев). Жизнь в таинствах
Под
таинствами в православном богословии понимаются священнодействия,
в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно,
насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним.
В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше
естество - и душу, и плоть -
приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и
воссозидая в жизнь вечную.
В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье,
к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем,
можно лишь после смерти.
Греческое слово mysterion (таинство, тайна) - от глагола mуо, означающего
"покрывать, скрывать".
В это слово Святые Отцы вкладывали широкий смысл: "таинством"
называли воплощение Христа,
Его спасительное дело, Его рождение, смерть, Воскресение и другие
события Его жизни,
саму христианскую веру, учение, догматы, богослужение, молитву, церковные
праздники,
священные символы и т. д.
Из числа священнодействий таинствами по преимуществу называли Крещение
и Евхаристию.
В "Церковной иерархии" Дионисия Ареопагита говорится о трех
таинствах - Крещении, Миропомазании и Евхаристии, однако "таинствами"
названы также пострижение в монашество и чин погребения.
Преподобный Феодор Студит (IX в.) говорит о шести таинствах: Просвещении
(Крещении), Собрании (Евхаристии), Миропомазании, Священстве, монашеском
пострижении и чине погребения.
Святитель Григорий Палама (XIV в.) подчеркивает центральный характер
двух таинств - Крещения и Евхаристии.
Николай Кавасила (XV в.) в своей книге "Жизнь во Христе"
дает толкование трех таинств - Крещения, Миропомазания и Евхаристии.
В настоящее время в Православной Церкви принято считать таинствами
все остальные священнодействия относят к числу обрядов.
Следует, однако, иметь в виду, что учение о семи таинствах, содержащееся
в учебниках по догматическому богословию, заимствовано из латинской
схоластики; оттуда же - различие между "таинствами" и "обрядами".
Восточная святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и
не ставила перед собой задачу подсчитывать их.
В XV веке святой Симеон
Солунский говорит о семи таинствах, настаивая, однако, на сакраментальном
характере монашеского пострижения.
Его современник митрополит Иоасаф Ефесский пишет: "Я считаю,
что церковных таинств не семь, но больше" - и дает список из
десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения
и чин освящения храма.
В каждом таинстве есть видимая сторона, включающая в себя само чинопоследование,
то есть слова и действия участников, "вещество" таинства
(вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии), а есть и невидимая сторона
- духовное преображение и возрождение человека, ради чего и
совершается все чинопоследование.
Собственно "тайной" и является эта невидимая часть, остающаяся
за пределами зрения и слуха, выше разума, вне чувственного восприятия.
Но в таинстве преображается и воскресает вместе с душой и телесная
оболочка человека: таинство - не только духовное, но и телесное
приобщение к дарам Святого Духа.
Человек входит в божественную тайну всем своим существом, он погружается
в Бога и душой, и телом, потому что тело тоже предназначено к спасению
и Обожению.
В этом смысл погружения в воду (в Крещении), помазания миром (в Миропомазании),
вкушения хлеба и вина (в Евхаристии).
В будущем веке "вещество" таинства уже не нужно, и человек
причащается не Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина, но самого
Христа непосредственно.
На пасхальном богослужениии мы молимся:"подавай нам истее (полнее,
совершеннее) Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего".
Тем самым мы исповедуем, что в небесном отечестве, in patria, мы чаем
еще более полного, еще более тесного единения со Христом.
Но пока
мы in via, в странствии, на земле, мы нуждаемся в видимых знаках Божьего
присутствия: поэтому мы приобщаемся к Божественному естеству через
воду, насыщенную Богом, через хлеб и вино, напоенные Им.
Совершителем любого таинства является Сам Бог.
Перед началом Литургии диакон говорит священнику: "Время сотворити
Господеви" (Пс. 118:126);
по-русски "время Господу действовать", то есть настало время,
пришел час, когда действовать будет сам Бог, а священник и диакон
- лишь Его орудия.
И в момент преложения Святых Даров священник не действует сам, а только
молится, призывая Бога Отца: "и сотвори убо хлеб сей честное
Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего".
В чине Крещения священник произносит "Крещается раб Божий...",
подчеркивая, что не он сам, а Бог совершает таинство.
По словам святителя Амвросия Медиоланского, "крещает не Дамасий,
не Петр, не Амвросий и не Григорий. Мы исполняем свое дело как служители,
но действенность таинств зависит от Тебя.
Не в человеческих силах
сообщать божественные блага - это Твой дар, Господи".
|
|