Утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего
Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.
Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово.
Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям:
“Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”.
Затем читается шестопсалмие,
т. е. шесть избранных псалмов царя Давида
(Пс.3, Пс.37, Пс.62, Пс.87, Пс.102, Пс.142), в которых
изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей,
и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на
милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным
благоговением.
После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению.
Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении
Иисуса Христа в мир людям:
“Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя
Господне!”
т. е. Бог - Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий
во славу Господа.
После этого поется тропарь,
т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются
кафизмы, т. е.
отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных
псалмов.
Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия,
призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии
и возложить всю надежду на милость и помощь Божию.
Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.
По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению.
Праздничная утреня дополняется пением полиелея
(после кафизм и седальнов),
а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов,
прокимнов и чтением Евангелия,
после которого поется воскресная песнь "Воскресение Христово
видевше".
Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом
составляет Всенощное бдение.
Полиелей слово греческое и означает: “многомилостие” или
“многое освещение”.
Полиелей
есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление
милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю
и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.
Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:
Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!
Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!
Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа!
т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость
Его (к людям) во век - всегда.
При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские
врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою,
выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак
благоговения к Богу и святым Его.
После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные
тропари; т. е. радостные
песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы
явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили
им о воскресении Иисуса Христа.
В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется
перед иконою праздника величание, т. е. краткий хвалебный стих
в честь праздника или святого. (Величаем тя, святителю отче Николае,
и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего)
После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит
малую ектению, затем прокимен,
и священник читает Евангелие.
На
воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о
явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники
читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению
святого.
По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная
песнь в честь воскресшего Господа:
“Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу
Иисусу, ,единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе,
и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве
Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся
Святому Христову воскресению. Се бо прииде крестом радость всему
миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие
бо претерпев, смертию смерь разруши”
Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются
к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной
иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает
освященный хлеб.
После пения: “Воскресение Христово:" поется еще несколько
кратких молитвословий.
Затем диакон читает молитву: “Спаси, Боже, люди Твоя”… и после
возгласа священника: “Милостью и щедротами”… начинается пение
канона.
Каноном на утрени называется собрание песней, составленное
по определенному правилу.
“Канон” слово греческое
и значит “правило”.
Канон разделяется на девять частей (песней).
Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос, что
значит связь.
Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое.
Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются
и называются тропарями.
Вторая песнь канона, как покаянная исполняется только в Великом
посту.
В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн
Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский (великий покаянный канон)
и многие другие.
При этом они неизменно руководствовались определенными песнопениями
и молитвами священных лиц, а именно:
- Песнь Моисея после избавления от всадников фараона (Исх 15)
(для 1 и 2 ирмосов),
- обличительная песнь Моисея (Исх 32).
Вторая песнь в каноне обычно опускается (кроме времени поста).
- Песнь Анны, матери пророка Самуила (I Цар 2), (для 3-го ирмоса),
- Гимн пророка Аввакума, предвосхищающий приход Бога-Избавителя
(Авв 3) (для 4 ирмоса),
- Пророчество Исаии о рождении Эммануила (Ис 7) (для 5 ирмоса),
- Молитва «из бездны», включенная в Кн. Ионы (2) (для 6 ирмоса),
- Гимн отроков, исповедующих перед язычниками свою веру (Дан
3) (для 7-го и 8-го ирмосов) и священника Захарии,
- Благодарственная песнь Захарии, отца Иоанна Предтечи (Лк 1)(для
9-го ирмоса).
Перед девятым ирмосом диакон возглашает: “Богородицу и Матерь
Света в песнех возвеличим!” и совершает каждение храма.
Хор в это время поет песнь Богородицы:
“Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе
Спасе Моем…
К каждому стиху присоединяется припев:
“Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем”.
По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой
песни).
Об общем содержании канона можно сказать следующее.
Ирмосы напоминают
верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего
спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества
Христова.
Тропари же канона
посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд
стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также
в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в
этот день.
После канона поются хвалительные псалмы - стихиры
на хвалитех - в которых все творения Божии призываются к прославлению
Господа:
“Всякое дыхание да хвалит Господа…”
После пения хвалительных псалмов следует великое славословие.
Царские врата открываются при пении последней стихиры (в воскресение
богородична) и священник возглашает: “слава Тебе, показавшему
нам свет!”
(В древности этот возглас предварял появление солнечной зари).
Хор поет великое славословие, которое начинается словами: “Слава
в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим
Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя,
великия ради славы Твоея…”
В “великом славословии” мы благодарим Бога за дневной свет и
за дарование духовного Света, т. е. Христа Спасителя, просветившего
людей Своим учением - светом истины.
“Великое славословие” заканчивается пением трисвятого: “Святый
Боже…” и тропарем праздника.
После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную.
Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом - священник,
обращаясь к молящимся, говорит:
“Христос истинный Бог наш (а в
воскресную службу: Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог
наш…), молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных апостол…
и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец”.
В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие
лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных
христиан.
|