Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Богослужения >> Объяснение Литургии Преждеосвященных даров

Объяснение Литургии Преждеосвященных даров

Вход Господень в Иерусалим
Читайте также:

Великим постом Божественная Литургия служится только в субботние и воскресные дни, дабы и в возможности причаститься божественным дарам верующие имели воздержание.

Но ради утешения им по средам и пятницам предлагается богослужение, называемое Литургией Преждеосвященных Даров (тело и кровь Господни хранятся с предыдущего воскресного дня).
Литургия Преждеосвященных даров - одна из самых красивых великопостных служб.
Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин.

Литургия Преждеосвященных Даров - богослужение, которое преимущественно совершается в дни особого воздержания и сугубого поста: среду и пятницу в течении всех дней Святой Четыредесятницы.

Литургия Преждеосвященных Даров по своему характеру, прежде всего вечернее богослужение, выражаясь точнее, это причащение после вечерни.

Великим Постом, следуя церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца.
Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; цель этого подвига становится радостью ожидания вечернего причащения.

К сожалению, сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, и поэтому служба это совершается повсеместно преимущественно с утра.

Богослужение начинается Великой Вечерней, но первый возглас священника:

"Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!",
такой же как и на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого; таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий Пост.

Затем, как обычно, следует чтение 103 псалма "Благослови, душе моя, Господа!", во время чтения которого священник читает светильничные молитвы, в которых просит Господа о том, чтобы Он "исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя" Господа, "в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого", "оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою" Господа.

По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению, с которой начинается и полная Литургия.

"Миром Господу помолимся" - первые слова ектении, означают, что мы в мире душевном должны начинать свои молитвы.
Прежде примирится со всеми на кого держим свои обиды, кого мы сами обидели, это непременное условие для нашего участия в богослужении. Диакон сам не произносит никаких молитв, он лишь помогает при совершении богослужения, призывает народ к молитве.
А все мы, отвечая "Господи, помилуй!", должны принимать участие в общей молитве, ведь само слово "Литургия" означает общее служение.

Диакон призывает нас к молитве, священник от лица всех собравшихся в храме совершает молитву, а все мы вместе являемся участниками богослужения.

Во время ектении священник читает молитву, где просит Господа, "услышать нашу молитву и внять гласу моления нашего".

По окончании ектении и возгласа священника, чтец начинает читать 18 кафизму, которая состоит из псалмов (119-133), называемых "песнями восхождения". Их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом.

Во время чтения первой части кафизмы священник отлагает в сторону Евангелие, разворачивает святой антиминс, после чего Агнец, освященный на Литургии в воскресение, с помощью копия и лжицы перекладывает на дискос и ставит перед ним зажженную свечу.

После этого диакон произносит т.н. "малую" ектенью.
"Паки и паки миром Господу помолимся", т.е. "снова и снова в мире Господу помолимся".

"Господи, помилуй" - отвечает хор, а вместе с ним и все собравшиеся.

В это время следует молитва священника:

"Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас… Просвети очи сердец наших для познания Твоей Истины… ибо Твоя держава, и Твое есть Царство и сила и слава".

Затем вторая часть чтения 18 кафизмы, во время которого священник совершает троекратное каждение престола со святыми Дарами и земной поклон перед престолом.

Снова произносится "малая" ектения, во время которой священником читается молитва:

"Господи Боже наш, вспомни нас грешных и непотребных рабов Твоих… даруй нам Господи все просимое для спасения и помоги нам любить и бояться Тебя от всего сердца нашего… ибо Ты - благой и человеколюбивый Бог…".

Читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Это будет отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен.

Священник наливает вино в чашу, покрывает святые сосуды, но ничего при этом не произносит. Завершается чтение третей части кафизмы, снова произносится "малая" ектения и возглас священника.

Хор начинает пение стихов из 140 и 141 псалмов: "Господи, воззвах к Тебе, услышь меня!" и положенных на этот день стихир.

Во время этого пения диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Каждение - это символ возносимых нами молитв Богу. Во время пения стихиры на "И ныне" священнослужители совершают торжественный вход.

Предстоятелем читается молитва:

"Вечером, как и утром и в полдень, восхваляем, благословляем Тебя и молимся Тебе… не дай уклониться сердцам нашим к словам или мыслям лукавым… избавь нас от всех уловляющих души наши… Тебе подобает вся слава, честь и поклонение , Отцу и Сыну и Святому Духу".

Священнослужители выходят на солею (возвышение перед входом в алтарь) и Предстоятель благословляет Святой Вход словами:

"Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!".
Диакон начертывая кадилом святой крест произносит:
"Премудрость, прости!".
"Прости" - значит, станем прямо, благоговейно.

В Древней Церкви, когда богослужение было значительно продолжительней сегодняшних, собравшиеся в храме сидели, вставая на особенно важные моменты богослужения.

Диаконский возглас, призывающий стать прямо и благоговейно, напоминает нам о важности и святости совершаемого Входа. Хор поет древний богослужебный гимн "Свете Тихий" , священнослужители входят в святой алтарь и совершают восхождение на горнее место.

В те дни, когда вечерня совершается отдельно, вход и восхождение на горнее место являются кульминационным моментом богослужения.

Сейчас настало время пения особого прокимна.
Прокимен - это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири.
Для прокимна стих выбирается особенно сильный, выразительный и подходящий к случаю.
Состоит Прокимен из стиха, в собственном смысле называемом прокимном, и одного или трех "стихов", которые предшествуют повторению прокимна.
Название свое прокимен получил оттого, что он предшествует чтению из Священного Писания.

Затем читаются отрывки из Священного Писания Ветхого Завета взятые из книг Бытия и Притчей Соломоновых.

Между этими чтениями, которые называются паремии, совершается обряд, главным образом напоминающий нам те времена, когда Великий Пост был преимущественно подготовкой оглашенных ко Святому Крещению.

Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило.
По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: "Премудрость, прости!", тем самым, призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте.

Затем священник оборачивается к собравшимся и благословляя их произносит:

"Свет Христов просвещает всех!".
Свеча - символ Христа, Света мира.
Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета, означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу, так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных.

Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звонок колокольчика, после произнесения слов священником, звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен.

Следует второй отрывок из Священного Писания из книги Притчей Соломоновых.

После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма, начинающегося со стиха:

"Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою".

В те времена, когда Литургия еще не приобрела сегодняшней торжественности и состояла просто в причащении за вечерней, эти стихи пелись во время причащения. Теперь они составляют прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т.е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров.
Во время пения "Да исправится…" все собравшиеся лежат ниц, а священник, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник, на котором находятся Святые Дары.

По окончании пения священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, молитва святого Ефрема Сирина. Эта молитва, которая сопровождается земными поклонами, настраивает нас на правильное понимание нашего постного делания, которое заключается не просто в ограничении себя в пище, но в умении видеть и бороться со своими собственными прегрешениями.

В те дни, когда Литургия Преждеосвященных Даров совпадает с престольным праздником, или в других указанных уставом случаем, полагается чтения апостольского послания и отрывка из Евангелия.

Завершилась вечерня, и теперь весь следующий ход богослужения - это уже непосредственно Литургия Преждеосвященных Даров.

Диакон возглашает сугубую ектению. Во время произнесения этой ектении священник молится о том, что Господь принял наши усердные моления и ниспослал на народ Свой, т.е. на нас, всех собравшихся в храме, ожидающих от него неистощимой милости, Свои богатые щедроты.

Поименного поминовения за живых и умерших на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает. Затем следует ектения об оглашенных. В Древней Церкви таинству Крещения предшествовал долгий период оглашения желающих стать христианами.

Великий Пост - это как раз время усиленной подготовки к Крещению, которое обычно совершалось в Великую Субботу или на Пасху. Те, кто готовились принять Таинство Крещения, посещали специальные огласительные занятие, на которых им разъяснялись основы православного вероучения, для того, чтобы их будущая жизнь в Церкви была осмысленной. Оглашенные посещали также и богослужения, в частности Литургию, на которой они могли присутствовать до ектении об оглашенных. Во время её произнесения диакон призывает всех верных, т.е. уже крещенных и постоянных членов православной общины, помолиться об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, огласил их Словом Истины, открыл им Евангелие правды. А священник в это время молиться Господу и просит Его о том, чтобы Он избавил их (т.е. оглашенных) от древнего обольщения и козней противника… и сопричел их к духовному стаду Христову.

С половины Поста прибавляется еще ектения о "просвещаемых", т.е. уже "готовых к просвещению". Заканчивается период длительного оглашения, который в Древней Церкви мог продолжаться и несколько лет, и оглашаемые переходят в разряд "просвещаемых" и уже скоро над ними совершиться Таинство святого Крещения. Священник в это время молится, чтобы Господь укрепил их в вере, утвердил в надежде, усовершенствовал в любви… и показал их достойными членами Тела Христова. Затем диакон произносит, чтобы все оглашенные, все, кто готовится к просвещению вышли из храма, теперь молиться в храме могут только верные, т.е. только крещенные православные христиане.

После удаления оглашенных следует чтение двух молитв верных.

В первой мы просим об очищении души, тела и чувств наших, вторая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров. Затем наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол. Внешне этот вход похож на Великий вход за Литургией, но по существу и духовному значению он, конечно, совершенно другой.

Хор начинает петь особую песнь:

"Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственно освященная, переносится".

Священник в алтаре с воздетыми вверх руками трижды произносит эти слова, на которые диакон отвечает:
"С верой и любовью приступим и причастниками Жизни вечной будем. Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия".
Во время перенесения Святых Даров, все благоговейно должны опуститься на колени. Священник в Царских вратах, по установившейся традиции, тихом голосом произносит:
"С верою и любовью приступим"
и ставит Святые Дары на престол, покрывает их, но ничего при этом не произносит.

После этого произносится молитва святого Ефрема Сирина с тремя поклонами.
Завершено перенесение Святых Даров, уже совсем скоро наступит момент Святого Причащения священнослужителей и всех, кто к этому готовился.

Диаконом произносится просительная ектения, а священник в это время молится, чтобы Господь избавил нас и верный народ Свой от всякой нечистоты, освятил души и тела всех нас, чтобы с чистой совестью, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем… соединиться нам с Самим Христом Твоим, истинным Богом нашим.

За этим следует молитва Господня "Отче наш", завершающая всегда наше приготовление к Причастию. Произнося её, молитву Самого Христа, мы тем самым принимаем дух Христов как свой собственный, Его молитву к Отцу как нашу, Его волю, Его желание, Его жизнь как наши собственные. Завершается молитва, священник преподает нам мир, диакон призывает всех нас преклонить свои главы перед Господом, а в это время читается молитва главопреклонения, где священник от лица всех собравшихся просит Господа чтобы Он сохранил народ Свой и удостоил всех нас причаститься животворящих Его Таинств.

Затем следует возглас диакона - "Вонмем", т.е. будем внимательны, а священник, касаясь рукой Святых Даров, возгласно произносит:

"Преждеосвященная Святая - Святым!",
это означает, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, т.е. всем верным чадам Божиим, всем собравшимся в этот момент в храме.

Хор поет:
"Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь".
Закрываются Царские врата и наступает момент причащения священнослужителей.
После того, как они причастятся, Святые Дары будут заготовлены для всех сегодняшних причастников и погружены в Чашу. Всем, кто сегодня собирается причащаться, нужно быть особенно внимательными и сосредоточенными. Скоро настанет момент соединения со Христом.

Древняя Церковь не знала другого повода для участия в Литургии, кроме как для причащения Святых Даров на ней. Сегодня это евхаристическое ощущение, к сожалению, ослабло. Часто человек хочет просто помолиться "о чем-то своем", но православное богослужение, а особенно Литургия, это не просто молитва "о чем-то", это наше участие в жертве Христовой, это наша совместная молитва, совместное предстояние Богу, общее служение Христу. Все молитвы священника, это молитва от лица всех собравшихся, от лиц всех находящихся в храме. Мы об этом часто даже не подозреваем, что это и наша молитва, это и наше участие в Таинстве.

Всегда нужно стремиться к тому, чтобы за богослужением причаститься Святых Христовых Таин. Ведь каждый крещенный человек, это часть Тела Христова, а через всеобщность нашего причащения является этому миру, который "во зле лежит" Церковь Христова. Церковь - это Тело Христова, а мы часть этого Тела, часть Церкви. И чтобы нам не заблудиться в нашей духовной жизни необходимо постоянно стремиться к соединению со Христом, которое нам дается в таинстве Святого Причастия. Мы очень часто, становясь на путь духовного совершенствования, не знаем, что нам надо делать, как правильно поступать. Церковь же дает нам все, что нужно для нашего возрождения. Все это дается нам Таинствах Церкви. А Таинством Таинств, или, точнее, Таинством Церкви, Таинством, которое выявляет Саму природу Церкви, является Таинство святого Причащения. Поэтому, если мы будем пытаться познавать Христа не причащаясь, то у нас ничего никогда не получиться.

Познавать Христа можно только пребывая вместе с Ним, а таинство Причащения - это наша дверь ко Христу, которую мы должны открыть и принять Его в свое сердце.

Священник со Святой Чашей произнесет молитвы перед Святым Причащением, и все готовившиеся к Причастию должны внимательно их выслушать. Подходя к Чаше нужно крестообразно сложить руки на груди и отчетливо произнести свое христианское имя, причастившись поцеловать край Чаши и отходить на запивку.

По установившейся традиции причащаться могут только те из детей, кто уже в состоянии принять частицу Святого Хлеба.

Хор в это время поет особый причастный стих:

"Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите - и увидите, как благ Господь".
Когда Причастие завершится, священник заходит в алтарь, и благословляет народ в заключении богослужения.

Последняя ектения, в которой мы благодарим Бога за причастие бессмертных, небесных и животворящих страшных Христовых Таин и последняя молитва, т.н. "заамвонная", молитва, которая подводит итог значению этого богослужения. После нее священник произносит отпуст с упоминанием празднуемых сегодня святых, а это, прежде всего преподобная мати Мария Египетская и святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, святой еще неразделенной Древней Церкви, к которому восходит традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров.

На этом служба будет завершена. Желаю всем собравшимся помощи Божией и надеюсь, что сегодняшнее богослужение, которого постоянно комментировалось, поможет всем нам лучше понять смысл и предназначение православного богослужения, чтобы у нас появилось желание в дальнейшем все больше и больше постигать наше православное наследие, через осмысленное участие в богослужении, через участия в Таинствах Святой Церкви.

Аминь.

Карпенко Димитрий, свящ., источник http://kiev-orthodox.org


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Объяснение Литургии Преждеосвященных даров | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 174