Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Богослужения >> Объяснение Божественной литургии Иоанна Златоуста (краткое)

Объяснение Божественной литургии Иоанна Златоуста

Божественная Литургия, Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора, 2009 г.
Читайте также:


Александр Мень.
Православное богослужение. Таинство, слово и образ

Глава III. Литургия


    Проскомидия

ПроскомидияВ первом поколении христиан Евхаристия была сакраментальным актом, завершавшим "агапу" - братскую "вечерю любви".
Основание для этого находили в порядке самой Тайной Вечери, ибо Господь произнес слова Благодарения в конце трапезы.
Впрочем, уже апостол Павел стал замечать, что во время еды благоговение невольно нарушалось.
В результате Евхаристия была обособлена от агап, а потом агапы упразднили совсем.
Но прежде их поменяли местами, то есть трапезы стали начинаться с таинства(23).
Еще позднее утвердился благочестивый обычай приступать к Чаше до приема пищи, чтобы подготовить себя воздержанием.

Отголоски агап мы находим в проскомидии, обряде приготовления к Литургии.
Во время чтения часов священник произносит перед царскими вратами молитвы и, войдя северной дверью в алтарь, полностью облачается. Затем, по обычаю, пришедшему еще из Ветхого Завета, он омывает руки.

В древней Церкви приношения для агапы и Литургии (хлеб и вино) ставились на особом столе, получившем потом название жертвенника.
Он находился в храме, в особом помещении вблизи от входа, а в Средние века его перенесли в левую часть алтарного пространства.
Пресвитеры, принимавшие приношение (греч. просфору), молились за жертвователей и их близких, живых и умерших.

В наши дни просфорами называют небольшие круглые хлебы с изображением креста и надписью: ИС ХС НИКА (Иисус Христос побеждает).
Пять из них идут для Евхаристии, а из остальных, поданных молящимися, вынимают частицы, читая при этом имена по запискам, которые были принесены в алтарь вместе с просфорами.
Большая просфора предназначается для Агнца, то есть евхаристического хлеба.
С древности, выпекая его, следовали двум традициям.
Общины в Риме, памятуя о том, что Господь на Тайной Вечери употребил опреснок, служили Евхаристию на пресном хлебе*.
Восточные же христиане не сочли возможным нарушить ветхозаветное правило, которое допускало опресноки только для пасхальных дней.
Поэтому в Сирии, Греции и других странах Евхаристию стали совершать на квасном хлебе (арам. хамей, греч. артос).
Это различие существует и в наши дни, но догматического значения оно не имеет.
(* Как указано в Евангелии от Иоанна, Тайная Вечеря совершалась на день раньше иудейской Пасхи.
Поэтому квасной хлеб уже не мог оставаться в доме. Обычай требовал уничтожить его еще накануне.)


Особым ножом, сделанным в виде копья, священник вырезает из просфоры прямоугольную часть (Агнца), произнося при этом слова пророка Исаии об Избраннике Божием, Который "как Агнец веден был на заклание" (гл. 53).
Вырезанная часть полагается на блюдо, именуемое дискосом (память о пасхальном блюде Вечери Христовой).
Красное вино, смешанное по ветхозаветному уставу с водой, вливается в потир (чашу).

Из оставшихся четырех просфор вынимаются частицы в честь и память Девы Марии (Богородичная просфора), в память святых - Крестителя, пророков, апостолов, мучеников, святителей, подвижников (девятичастная просфора), а также - в молитвенное поминовение живых и усопших.
Все эти частицы кладутся рядом с Агнцем на дискос как бы в знак того, что все человечество во главе с Девой Марией и величайшими своими сынами участвует в священной Жертве.
Потир и дискос покрываются воздухами - тремя платами из вышитой материи или парчи.
Для того, чтобы они не касались Агнца, над ним ставится звездица - два металлических полукружия, расположенные крест-накрест.
В центре их пересечения обычно изображен какой-нибудь христианский символ: голубь, око или шестиконечная звезда.

После того как потир и дискос покрыты воздухами, служащий совершает каждение.
Этот обычай также был принят на молитвенных трапезах иудеев в евангельские времена.
Все эти подробности (омовение рук, каждение и пр.) немаловажны, ибо тесно связаны с ритуалом Тайной Вечери.
"Священник, - замечает Л. Буйе, - делает вновь то самое, что делал Христос, не только в те краткие минуты, когда он повторяет слова пресуществления; он это делает от начала Литургии и до конца"(24).

___________________________________________________________________________________________

23 См.: П. Соколов. Агапы, с. 55-56.

24 Л. Буйе. О Библии и Евангелии, с. 230; Н, Д. Успенский. Анафора, с. 42 сл.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Объяснение Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 26