 |
|
Епископ
Иларион (Алфеев). Жизнь в таинствах.
|
Таинство Крещения является дверью в Церковь как Царство благодати
- с него начинается христианская жизнь.
Крещение - грань, отделяющая членов тела Христова от прочих людей,
находящихся вне этого тела.
В Крещении человек облекается во Христа, по словам апостола Павла,
которые поются во время обхождения крещаемых вокруг купели: "Елицы
во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3:27: "все
вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись").
В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую,
духовную жизнь,
о чем говорится в апостольском чтении, включенном в чинопоследование
таинства:
"Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть
Его крестились.
Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть,
дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить
в обновленной жизни...
Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть
уже не имеет над ним власти...
Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога"
(Рим. 6:3-11).
Прообразом новозаветного Крещения было Иоанново "крещение
покаяния для оставления грехов" (Мк. 1:4), совершенное им в
водах Иордана.
Вода - один из древнейших религиозных символов.
В Библии вода символизирует жизнь (Ис. 35:6-7; 58:11), благодать
Божью (Ин. 4:10-14), духовную и нравственную чистоту человека (Ис.
1:16).
У древних евреев в обычае были частые омовения, которые, однако,
так же как и жертвенная кровь, не могли смыть первородного греха
и освободить человека от власти диавола.
Крещение Иоанново по форме было похоже на эти ритуальные омовения,
по смыслу же было приготовительным к встрече Христа:
"приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему"
(Мк. 1:3).
Христос пришел к Иоанну креститься не для того, чтобы омыться, так
как был безгрешен и чист, но чтобы Своим погружением в Иордан освятить
воды реки, наделить их Своей энергией и силой, сделать их животворными
и живоносными.
В таинстве Крещения тоже освящается вода, для чего
читаются молитвы с призыванием Святого Духа.
Таинство Крещения заповедано Самим Христом:
"Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святого Духа" (Мф. 28:19).
Заповедь Христа включает в себя основные элементы чинопоследования
таинства:
предварительное научение ("оглашение"), без которого вера
не будет сознательной,
погружение в воду (греч. baptismos буквально означает "погружение")
и
формулу "во имя Отца и Сына и Святого Духа".
В первоначальной Церкви Крещение совершалось через погружение в
воду (ср. Деян. 8:38: "сошли оба в воду"), причем в самую
раннюю эпоху крестили в "воде живой", то есть в проточной,
речной, а не стоячей, озерной.
Однако довольно рано при храмах стали строить баптистерии со специальным
бассейном (купелью), в который погружали крещаемых.
Практика обливания
и окропления более поздняя.
Впрочем, и в древней Церкви допускалось
Крещение через обливание в исключительных обстоятельствах, например
в случае болезни крещаемого.
В "Луге духовном" описан случай крещения человека не водой,
а песком: путники находились в глубине пустыни и им угрожала смерть,
а воды поблизости не было".
В эпоху Константина (IV в.) было принято крестить по преимуществу
взрослых, так как придавалось большое значение сознательному принятию
таинства. Некоторые, зная, что в Крещении прощаются грехи, откладывали
таинство до последних дней жизни: сам император Константин крестился
перед смертью.
Святитель Григорий Богослов был сыном епископа, однако крестился
в зрелом возрасте; святители Василий Великий и Иоанн Златоуст тоже
крестились только по окончании высшей школы.
Впрочем, практика крещения младенцев является не менее древней
- апостолы крестили целые семейства, в которых, несомненно, должны
были быть и дети (ср. Деян. 10:48: крещение Корнилия со всем домом).
Священномученик Ириней Лионский (II в.) говорит: "Христос пришел
спасти тех, кто через Него возрождается в Бога: младенцев, отроков,
юношей, старцев"
.124-е правило Карфагенского Собора (IV в.) содержит анафему отвергающим
необходимость крещения младенцев и новорожденных детей.
Что же касается веры как главного условия действенности таинства
("кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет
веровать, осужден будет" - Мк. 16:16),
то в случае Крещения младенцев исповедание веры произносят восприемники
(родители), тем самым дающие обязательство воспитать детей в вере
и сделать их Крещение сознательным.
Младенец, принимающий таинство, не может логически осмыслить то,
что происходит с ним, однако его душа вполне способна воспринять
благодать Святого Духа.
"Я верую, - пишет преподобный Симеон Новый Богослов, - что
крещеные младенцы освящаются и сохраняются под кровом Всесвятого
Духа и что они -овцы духовного стада Христова и избранные агнцы,
ибо запечатлены знамением животворящего Креста и совершенно освобождены
от тиранства диавола".
Однако младенцам благодать Божья дается как бы в залог их будущей
веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени
выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и восприемников,
и самого крещаемого по мере его возрастания.
В древней Церкви Крещение совершалось не ежедневно, по мере потребности
желающих креститься, как это практикуется сегодня, а лишь по большим
праздникам, в особенности на Пасху.
Крещению предшествовали долгие месяцы (иногда и годы) оглашения,
когда готовящиеся к таинству приходили в храм и слушали беседы епископа
или священника, раскрывавшие им смысл христианской жизни.
Оглашенные, то есть готовящиеся к Крещению, составляли особый класс
в древней Церкви - им разрешалось присутствовать на богослужениях,
однако во время Литургии, после чтения Евангелия и проповеди они
должны были уходить (с тех времен и сохранился литургический возглас:
"Елицы оглашеннии, Изыдите"), так как в таинстве Евхаристии
могли участвовать только верные, причащающиеся Тела и Крови Христа.
Огласительные беседы заканчивались на Страстной седмице.
В Великую
Пятницу, как правило, совершалось отречение от сатаны и исповедание
веры ("договор с Христом", по выражению святителя Иоанна
Златоуста), а в Великую Субботу после вечерней Литургии происходило
само Крещение.
До сих пор пасхальное богослужение Православной Церкви несет на
себе следы первоначальной зависимости от чинопоследования Крещения:
ночной крестный ход вокруг храма когда-то был шествием новокрещеных,
облаченных в белые одежды и держащих горящие свечи, в церковь, где
их встречало ликующее "Христос воскресе!"
Хотя продолжительное оглашение в наше время не практикуется, его
необходимость, в особенности когда речь идет о крещении взрослых,
очевидна: прежде чем крестить, необходимо научить.
На практике священник перед началом таинства проводит краткую беседу,
изъясняя основные истины веры.
В чине Крещения сохранились молитвы оглашения и изгнания
диавола (экзорцизм), после которых происходит торжественное отречение
крещаемого (или восприемника) от диавола и исповедание веры во Христа.
Затем следует освящение воды, помазание елеем и само троекратное
погружение с произнесением слов:
"Крещается раб Божий (раба
Божия)... во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь".
Непосредственно за погружением в воду следует таинство Миропомазания,
после которого совершается троекратное обхождение вокруг купели
с пением "Елицы во Христа крестистеся".
Чин Крещения завершается чтением Апостола и Евангелия, символическим
пострижением волос и воцерковлением.
Сразу же после Крещения или в ближайшие дни новокрещеный вне зависимости
от возраста приступает к причащению Святых Тайн.
В отличие от Римской Церкви, где Миропомазание (конфирмация) и первое
причастие совершаются по достижении ребенком семи лет, Православная
Церковь допускает детей к этим таинствам с самого раннего возраста,
чтобы не лишать их живой, хотя и не вполне осознанной связи со Христом.
Таинство Крещения совершается однажды в жизни.
В Крещении человек получает освобождение от первородного греха и
прощение всех своих грехов.
Однако оно является лишь первой ступенью восхождения души к Богу,
и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение,
решительный отказ от дел "ветхого человека", то оно не
приносит плода.
Благодать Божья, получаемая в Крещении как залог, как семя, будет
прорастать в человеке и многообразно проявляться на протяжении всей
его жизни, если он стремится ко Христу, живет в Церкви и исполняет
заповеди.
Если же крещение было только формальностью, данью традиции или моде,
и человек продолжает жить как неверующий, он лишается плодов таинства
и не может считаться полноценным членом Церкви.
|