|
|
Епископ Иларион (Алфеев). Жизнь в таинствах.
|
Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским
временам.
В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение
и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа.
В Деяниях говорится о том, что Петр и Иоанн возложили руки
на самарян, чтобы они приняли Святого Духа,
"ибо Он не сходил еще ни на одного из них,
а только были они крещены во имя Господа Иисуса" (Деян.
8:16).
Сошествие Святого Духа сопровождалось иногда видимыми и ощутимыми
проявлениями благодати:
люди начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать, совершать
чудеса, как это случилось с апостолами в праздник Пятидесятницы.
Возложение рук являлось продолжением Пятидесятницы, так как сообщало
дары Святого Духа.
Впоследствии с умножением христиан, из-за невозможности личной встречи
каждого новокрещеного с епископом, рукоположение было заменено Миропомазанием.
В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако
само миро (благовонное масло) приготовляется епископом.
Миро варится из различных элементов (насчитывается до 64-х элементов:
елей, бальзам, смолы, благовонные вещества), и в современной практике
правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви
(патриарх, митрополит).
В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин
мироварения один раз в несколько лет и затем раздает освященное
миро на приходы; таким образом благословение Патриарха получает
каждый, кто становится членом Церкви.
В апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане,
иногда называется "помазанием" (1 Ин. 2:20,2 Кор. 1:21).
В Ветхом Завете через помазание совершалось поставление человека
на царство:
"И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула)
и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя
наследия Своего" (1 Цар. 10:1).
Поставление на священническое служение совершалось тоже через миропомазание:
"Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны... корицы...
тростника благовонного... касии и масла оливкового... и сделай из
сего миро для священного помазания... И помажь... Аарона и сынов
его, и посвяти их, чтобы они были священниками Мне... тела прочих
людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте... подобного
ему; оно - святыня" (Исх. 30:23-26, 30, 32).
В Новом же Завете нет деления на "посвященных" и "прочих":
в Царстве Христа все являются "царями и священниками"
(Апок. 1:6), "родом избранным", "людьми, взятыми
в удел" (1 Пет. 2:9), а потому помазание совершается над каждым
христианином.
Через Миропомазание человек получает "печать дара
Духа Святаго".
Как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных
"дарах" Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который
сообщается человеку как дар.
Об этом даре Христос говорил ученикам на Тайной Вечери:
"...Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет
с вами вовек, Дух истины" (Ин. 14:16-17); и "Лучше для
вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к
вам; -а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин. 16:7).
Крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого Духа,
и во Христе мы становимся царями, священниками и христами (помазанниками),
получая не ветхозаветное священство Аарона, или царство Саула, или
помазание Давида, но новозаветное священство и царство Самого Христа.
Через Миропомазание мы становимся сынами Божьими,
потому что Святой Дух есть "дар усыновления" ("сыноположения
дарование", как читается в Литургии святителя Василия Великого).
Так же как и благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в
Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно
усвоен.
В этом смысле преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни
христианина - "стяжание Святого Духа".
Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать,
то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен
принести плод.
"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость,
милосердие, вера, кротость, воздержание... Если мы живем духом,
то по духу и поступать должны",
- говорит апостол Павел (Гал. 5:22, 25).
Все таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае,
если жизнь христианина соответствует дару, который он получает.
|