Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Пост >> О посте вообще, его начале и установлении

О посте вообще, его начале и установлении

Роспись внутри Воскресенской церкви (Коломна). Показаны 8 грехов: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордостьСвт. Иннокентий Херсонский.

Раздел 1

О посте вообще, его начале и установлении

1. Установление поста в Ветхом и Новом Заветах


Первое, о чем следует напомнить, говоря о посте,- что установление его восходит к ветхозаветным временам.

Заповедь, касающаяся поста, была дана Господом первым людям еще в раю.

Пророк ИоильВот что читаем мы в Книге Бытия: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2,16-17).

У пророка Иоиля о посте сказано:
Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши.
И еще:
Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедайте исцеление (Иоил. 2,12-13,15).
В Книге Товита пишется:
Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью... лучше,.. нежели собирать золото,
ибо милостыня от смерти избавляет, и очищает всякий грех (Тов. 12, 8-9).
Второе напоминание: в Новом Завете Господь неоднократно говорит с учениками о воздержании, открывая им многое о тайне поста.

Так, в Евангелии от Матфея Господь говорит:
Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6, 16-17).

Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених?
Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 14- 15; см.: Мк. 2, 18; Лк. 5, 35).

Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21; см.: Мк. 9, 29).
Особенно важной представляется тайна, открытая здесь Господом ученикам: что именно благодатью поста изгоняется сила бесовская.

Проясним это место Священного Писания: каждый человек должен всячески прогонять от себя силу бесовскую, этому научает нас и самое естество.
Но ничем сила бесовская не может быть прогнана, как только молитвою и постом.
Следовательно, всякий обязан молиться и поститься.

Апостолы постоянно обращались к первым христианам, напоминая о важности поста.

В Послании к Римлянам сказано:
Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти.
И еще: Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13,13-14).

Апостол Павел во многих своих посланиях часто говорит о необходимости поста:
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7,5).

Во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2 Кор. 6, 4).

В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. II, 27).

Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18).

Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться (1 Фее. 5, 6).

Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание (Кол. 3, 5).
В Первом послании апостола Петра о том же предмете говорится следующее:
Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1 Пет. 1, 13).
И еще: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкаюш,ий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5,8).

Вникнем в слова Господа, призывающие нас к шествию тесным путем:
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, веДУЩие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13; см.: Лк. 13, 24).
Но какие это узкие врата и тесный путь?
Тот ли, который научает соблюдать строгие посты, или тот, который позволяет делать всякое угождение чреву своему, как богу, и нарушает и разоряет святые посты?

Далее увидим, что пост, установленный Православной Церковью, и ведет нас этим тесным путем и помогает достигнуть узких врат.

2. Как постились ветхозаветные праведники

Моисей пророк. Икона. Каргополь, 1590-е гг.Представляется необходимым для понимания важности поста рассмотреть, сколь часто в Ветхом Завете рассказывается о святых праведных людях, которые все важные моменты своей жизни предваряли постами.

Моисей вступил в средину облака и взошел на гору:
и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей (Исх. 24,18).
И пробыл там Моисей пред Господом сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34,28).

И взошли все сыны Израилевы и весь народ, и пришли в дом Божий (Вефиль): и плакали там пред Господом, и постились в тот день даже до вечера (Суд. 20,26).

И собрались в Массифу, и черпали воду и проливали пред Господом на землю: и постились в тот день, и говорили: согрешили мы пред Господом (1 Цар. 7,6).

И взяли кости их (Саула и сынов его), и погребли их под дубом в Иависе, и постились семь дней (1 Цар. 31,13).


Царь св. пророк Давид псалмопевецКлялся Давид говоря: то и то да сотворит со мною Бог, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь (2 Цар. 3, 35).

И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле (2 Цар. 12,16).


Пророк Илия, идя к горе Божией Хорив, постился сорок дней и сорок нощей (см.: 3 Цар. 19,8).Пророк Илия

И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост во всей Иудее (2 Пар. 20, 3).

И объявил я там пост юношам пред Господом Богом нашим, чтоб испросить от Бога благополучного пути нам и спутникам нашим и детям нашим, и скоту (2 Езд. 8, 49).

Как услышал я эти слова, сел, и плакал, и печален был много дней, и постился и молился пред ликом Бога Небесного (Неем. 1,4).

И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля, и смирили души свои в посте и молитвах...
И Господь услышал голос их, и призрел на скорбь их: во всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред святилищем Господа Вседержителя (Иудифь 4, 9-13).

Иудифь возложила на чресла свои вретище... Она постилась все дни вдовства своего (Иудифь 8,5-6).

Есфирь заповедала иудеям: Поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью.
И я со служанками моими буду также поститься (Есф. 4,16).

Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою (Пс. 34, 13).

Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради (Пс. 108,24).

В пятый год Иоакима... царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицом Господа всему народу в Иерусалиме, и всему народу, пришедшему из городов Иудейских (Иер. 36, 9).

В эти дни я. Даниил, был в сетовании три седмицы дней.
Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило во уста мои (Дан. 10,2-3).

И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища от большого из них до малого (Иона 3,5).

Это великое множество примеров показывает, что пост предварял все великие и страшные события в жизни ветхозаветных праведников, тем более мы, просвещенные благодатью крещения, должны подражать их добродетелям.

Не об этом ли говорит и апостол Павел: Это были образы для нас (1 Кор. 10, 6).
И еще: Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10, II).

И Сам Господь приводит ниневитян в пример всем кающимся в следующих словах:
Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись (пребывая в посте) от проповеди Иониной; и вот здесь больше Ионы (Мф. 12,41; см.: Лк. II, 32).
Но вы скажете: Христос освободил нас от ига ветхозаконного, что и слова апостола Павла подтверждают:
Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной (Гал. 4, 31).
И далее пишет:
Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1).
Ответствую и вам следующими словами апостола Павла:
Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа (Гал. 5, 2).

Из сих слов ясно обнаруживается, от какого ига Христос освободил нас: здесь имеется ввиду иго ветхозаветных жертв, например, обрезание, которое было видимым знаком и символом завета, заключенного между Богом и Авраамом.
Мы уже более не обрезываемся, не приносим в жертву овец, тельцов, волов, козлов, птиц и других животных.

Но не освободил нас Христос от того ветхозаконного ига, которое относится к богопознанию и благим установлениям.
Иначе мы будем свободны от самого Закона, который дан Богом на скрижалях.

3. Примеры поста, взятые из Нового Завета и святых отцов

"Христос в пустыне", Иван Крамской, 1872Спаситель наш Господь Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей, сказав искусителю:
Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4; см.: Мк. 1, 13; Лк. 4,4).
Пророк Божий и Предтеча Иоанн, о котором Сам Господь свидетельствует, что он, больший из рожденных женами, был великим постником.
Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Мф. 3, 4).

Вот что еще говорит о нем Христос:
Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет (Мф. 11, 18).
Господь называет его Пророком и больше Пророка, паче же Ангелом, присовокупляя сии слова:
Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. II, 9-II).
Житие Иоанна Предтечи в пустыне воистину было равноангельным, посему одно из его духовных имен - Ангел пустыни.

Не столь много известно нам об Анне пророчице, которая с великим упованием ожидала Господа.
Однако эта праведница имеет свой день, празднуемый Новозаветной Церковью.
Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова... вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36-37).

Есть свидетельство в Евангелии и о подвиге апостолов, вышедших на проповедь Христову:
Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2-3).
Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14, 23).
Апостол Павел в начале обращения своего три дня не ел и не пил (Деян. 9,9).

Тот же апостол часто упоминает в своих посланиях об алчбе, жажде и постах.

Чудным образом был призван Господом сотник Корнилий, жизнь которого оказалась угодной Богу:
Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде (Деян. 10,30).
Апостол Павел пишет апостолу Тимофею:
Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23).
Из этих слов всякий может уразуметь, сколь много постился апостол Тимофей: он, по-видимому, отнюдь не пил вина, разве только по совету или по повелению учителя своего, апостола Павла.

Сам Христос предвозвестил будущий пост апостолов, когда, отвечая на упреки фарисеев, сказал:
Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9,15).
Но вы, неверно истолковав это место, можете сказать, что отъятие Жениха Христа означает смерть Христову. Следовательно, апостолы постились только по смерти Христовой, а в прочее время не постились.

На это возражение мы отвечаем: отнятие Жениха Христа знаменует не только смерть Христову, но и Вознесение на небо.
А что апостолы постились и по Вознесении Христовом, это ясно было показано выше в Деяниях апостольских.

Что смогут возразить на это противники поста?
Апостолы постились, когда Жених Христос был от них взят, а как же нам не поститься, тоскуя по Жениху душ наших?

От апостолов Жених Христос взят был только телесным образом, но благодатию Своею всегда был присущ им и после смерти и Своего Вознесения.
А мы, будучи грехолюбивы, и грехами удаляя от себя благодать Божию, не только лишаемся Христа по телесному естеству, но и благодать Его теряем.

Итак, если апостолы постились, тем более и нам должно поститься.

После века апостольского, начиная со времени царствования Константина Великого, бесчисленные постники просияли в Святой Церкви.
Таковыми были преподобные великие отцы Павел Фивейский, Антоний Великий, Евфимий, Макарий, Савва, Онуфрий, Феодосии, Феоктист, Варсонофий, Паисий и неисчислимый сонм святых, коих число знает Тот, Кто исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй (Пс. 146, 4).

Таковыми Ангелами земными была наполнена Ливия, Фиваида, Египет, Афон, Синай, гора Нитрийская и другие места, прославленные их жизнию.

Читая патерики, минеи, прологи и жизнеописания святых, изложенные достоверными писателями, из коих многие причислены к лику святых, мы ныне удивляемся строгости их поста, который едва может перенести человеческое естество.

Но по причине бесчисленного множества таковых примеров мы не будем здесь приводить их.
Желающий удостовериться пусть прочтет произносимое в субботу сырной седмицы Похвальное слово святым отцам, в подвиге просиявшим, а также Слово преподобного Ефрема Сирина об отцах, постом показавших нам путь ко спасению.





Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
О посте | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 26