Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >>Триодь постная. Неделя о мытаре и фарисее

Экспресс-связь с Храмом святителя Феодосия ЧерниговскогТриодь постная. Неделя о мытаре и фарисее

Притча о мытаре и фарисее. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд.
Притча о мытаре и фарисее. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. (id=107, №=191-1)


Читайте также:

В субботу на Великой Вечерне

После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму.
На
Господи воззвах: поем стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 4 и две самогласные из Триоди, дважды повторяя первую:

Глас 1

Не будем молиться по-фарисейски, братия: /
ибо возносящий самого себя унижен будет. /
Смирим самих себя пред Богом, / как мытарь в дни поста взывая: /
«Будь милостив, Боже, к нам грешным!» (2)

Фарисей тщеславием побеждаемый, /
и мытарь покаянием приклоняемый, /
приступили к Тебе, Единому Владыке: /
но один, похвалившись, лишился благ, /
другой же без многих слов удостоился даров. /
В тех стенаниях укрепи меня, Христе Боже, /
как Человеколюбец.

Слава, глас 8:
Вседержитель, Господи, / знаю, сколько могут слезы: /
ибо Езекию они от врат смерти возвели, /
грешницу от согрешений долговременных избавили, /
мытаря же более фарисея оправдали; /
и прошу: / «К ним причислив, помилуй меня!»

И ныне, Богородичен: догматик рядового гласа.


На Литии стихира храма

Слава, глас 3:
Различие мытаря и фарисея уразумев, душа моя, /
возненавидь первого надменный глас, /
но поревнуй молитве второго с добрым сокрушением и воззови: /
«Боже, сжалься надо мною, грешным, и помилуй меня!»*

И ныне, Богородичен воскресный того же гласа:
Без семени от Божественного Духа / и по воле Отчей зачала Ты Сына Божия. /
От Отца без матери прежде веков Имеющего начало, /
но ради нас от Тебя без отца Происшедшего /
Ты по плоти во чреве носила / и как младенца молоком питала. /
Потому не переставай ходатайствовать / о избавлении от бед душ наших.

Стихиры на стиховне Октоиха

Слава, глас 5:
Очами моими, отягченными от беззаконий моих, /
не могу я воззреть и увидеть высоту небесную; /
но прими меня, как мытаря кающегося, Спаситель, /
и помилуй меня.

И ныне, Богородичен, глас 5:
Храм и дверь, дворец и престол Царя, – /
Ты, Дева досточтимая; /
чрез Тебя Искупитель мой, Христос Господь, /
явился спящим во тьме, как Солнце правды, /
просветить желая тех, кого Он создал /
Своею рукою по образу Своему. /
Потому, Всепрославленная, /
как материнское дерзновение к Нему стяжавшая, /
непрестанно ходатайствуй / о спасении душ наших.

На утрени

После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха и дважды поем воскресный тропарь, и Богородичен один раз.
Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха.
После «Непорочных» тропари:
Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и Прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресное рядовое.
Воскресение Христово: Псалом 50.


Слава, глас 8:
Покаяния врата / отверзи мне, Податель жизни, /
ибо с рассвета стремится дух мой / ко храму святому Твоему, /
нося весь оскверненный телесный храм. /
Но Ты, как сострадательный, очисти его / благосердною Твоею милостью.

И ныне, Богородичен:
На пути спасения / направь меня, Богородица /
ибо постыдными грехами я душу запятнал /
и легкомысленно растратил всю жизнь мою. /
Но Твоими молитвами / избавь меня от всякой нечистоты.

Также, глас 6: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей /
и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое.
О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, / я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. /
Но, надеясь на милость благосердия Твоего, / как Давид взываю Тебе: /
«Помилуй меня, Боже, / по великой Твоей милости!»

Канон первый – воскресный на 4, второй – крестовоскресный на 2 и третий – Богородичен на 2, и Триоди на 6: творение Георгия. Акростих его имени в Богородичнах.

Канон, творение Георгия, глас 6.
Песнь 1

Ирмос:
Как по суше прошел Израиль / по бездне стопами, /
и взывал, гонителя фараона видя утопавшим: / «Богу победную песнь воспоем!»

Притчами приводя всех / к исправлению жизни, /
Христос мытаря возвышает за смирение, /
показав и фарисея, возношением смиряемого.
От смирения видя честь возвышающую, /
от возношения же – падение тяжкое, /
ревнуй добродетелям мытаря, /
а фарисейскую порочность возненавидь.

От безрассудства тщетным становится всякое благо, /
от смирения же истребляется всякое зло; / его и возлюбим, верные, /
гнушаясь искренне поведения тщеславного.
Смиренномудренными желая видеть Своих учеников, /
Царь всех убеждал и учил их ревновать / стенанию мытаря и его смирению.

Слава:
Как мытарь стенаю, / и с рыданиями неумолкающими, Господи, /
ныне прихожу к Твоему милосердию: /
сжалься и надо мною, / во смирении жизнь ныне проводящим!

И ныне, Богородичен:
Разум, волю, надежду, / тело, душу и дух, Владычица, / я вверяю Тебе: /
от злобных врагов, и искушений, и грядущего наказания / избавь и спаси меня.

Катавасия:
Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа; / и слово изреку Царице Матери, /
и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.

Песнь 3

Ирмос:
Нет святого, / как Ты, Господи Боже мой, /
возвысивший достоинство верных Тебе, Благой, / и утвердивший нас на камне / исповедания Твоего.

Из грязи и страстей / смиренный возносится, /
но с высоты добродетелей падает бедственно / всякий гордый сердцем: / от его нрава, от порока бежим!

Тщеславие делает тщетным богатство праведности, / смирение же рассеивает страстей множество;
/ нас, подражающих тому, / общниками мытаря яви, Спаситель.
Как мытарь и мы, ударяя себя в грудь, / в сокрушении будем взывать: /
«Будь милостив, Боже к нам, грешным!» / – чтобы за это получить отпущение.

С ревностью приступим, верные, / достигая кротости, живя со смирением, /
в стенании сердца и плаче с молитвой, / да обретем от Бога прощение.

Слава:
Отвергнем, верные, надменную похвальбу, /
и безрассудство безмерное, / и мерзкую спесь, /
и гнуснейшую пред Богом / непристойную бессердечность фарисея.

И ныне, Богородичен:
В Тебе уверенный, едином прибежище, / да не лишусь я доброй надежды, /
но да получу от Тебя помощь, Чистая, / от всякого вреда и бедствий избавляясь.

Катавасия:
Твоих песнопевцев, Богородица, / – живой и обильный источник, /
устроивших духовный праздник, утверди /
и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.

Седальны, глас 4

Смирение возвысило / оскверненного делами злыми мытаря, /
печального и «Смилуйся!» к Создателю воззвавшего; /
возношение же низложило, лишив праведности / жалкого фарисея величавшегося. /
Так поревнуем же делам добрым, / удаляясь от злых.

Слава:
Смирение возвысило некогда / мытаря, с плачем воззвавшего: «Смилуйся!» / и оправдало его. /
Будем же подражать ему / все, во глубину зол впадшие, /
возгласим Спасителю из глубины сердца: /
«Согрешили мы, смилуйся единый Человеколюбец!»

И ныне, Богородичен:
Скоро прими, Владычица, моления наши /
и принеси их Сыну Твоему и Богу, Госпожа Всенепорочная. /
Разреши бедствия к Тебе прибегающих, /
сокруши козни и низложи дерзость безбожных, /
вооружающихся против рабов Твоих.

Песнь 4

Ирмос:
«Христос – моя сила, / Бог и Господь», / – святая Церковь благоговейно поет, /
возглашая от чистого разума, / в Господе торжествуя.
Превосходный путь возвышения – смирение, / показало Слово, /
смирившееся даже и до образа рабского: / тому подражая, всякий возносится, смиряясь.
Вознесся праведный фарисей – и пал; /
мытарь же, множеством пороков отягощаемый / смирился, но был возвышен, /
сверх надежды получая оправдание.

Приносящим нищету, / не смотря на изобилие добродетелей, / явилось безрассудство; /
а смирение напротив – обретением оправдания, / не смотря на скудость крайнюю. /
Будем же его приобретать!
Предрек Ты, Владыка, / что высокоумным всячески противишься, /
а смиренным благодать Твою подаешь, Спаситель; /
ныне нам, смирившимся, / благодать Твою ниспошли.

Слава:
К божественной высоте всегда нас возводя, /
Спаситель и Владыка показал возвышающее смирение: /
ибо ноги ученикам / Он Своими руками омыл.

И ныне, Богородичен:
Как Свет Неприступный родившая, / души моей тьму светлым сиянием, Дева, рассей, /
и к стезям спасения жизнь мою направь.

Катавасия:
Сидящий в славе / на престоле Божества, / на облаке легком, /
пришел Иисус божественнейший, / носимый непорочной рукою, /
и спас взывающих: / «Слава, Христе, силе Твоей!»

Песнь 5

Ирмос: Божественным светом Своим, Благой, / души с рассвета к Тебе стремящихся / любовью озари, – молюсь я, – /
чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, / от мрака грехов / к Себе призывающего.

Фарисеевым добродетелям постараемся подражать, / и ревновать смирению мытаря, /
ненавидя в них обоих недоброе: / безрассудство и пагубу грехопадений.
Бег праведности как тщетный обличен: / ибо сочетал с ним фарисей самомнение; /
мытарь же, напротив, взял в спутники себе / возвышающую добродетель – смирение.

Как возничий мчаться в добродетелях думал фарисей; /
но пешим с быстрой колесницей состязаясь, / мытарь успешно его опередил, /
с жалостным возгласом сочетав смирение.

Притчу о мытаре все уразумев умом, / давайте возревнуем со слезами, /
дух сокрушенный Богу принося, / когда ищем грехов отпущения.

Слава:
Горделивый и порочный, кичливый же и дерзкий /
далеко отринем, разумные, фарисеев нрав, страшно заносчивый, /
чтобы не лишиться нам / божественной благодати.

И ныне, Богородичен:
Жезл силы, Благая, ниспошли / всем нам, к Тебе прибегающим, / давая нам господствовать среди всех врагов / и от всякого вреда избавляя.
Катавасия: Изумился весь м / о божественной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / носила во чреве Твоём Всевышнего Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя мир подающего.

Песнь 6

Ирмос:
Житейское море видя / поднимающееся волнами искушений, /
я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: /
«Возведи от гибели жизнь мою, / Многомилостивый!»

Жизненный путь вместе / мытарь и фарисей прошли: /
но один безрассудством увлеченный, / позорно крушение потерпел, / другой же смирением спасся.

Мы, жизнь к праведности изменяя, / шествию мытаря будем подражать, / его образу мыслей завидному: /
но от мерзкой спеси фарисея / убежим, и живы будем.

Нравам будем ревновать / Спасителя Иисуса и Его смирению, /
мы, желающие обители непрестанной радости достичь, / в стране живых водворившись.

Показал Ты, Владыка, Своим ученикам / возвышающее смирение, /
полотенцем препоясавшись по чреслам, ноги им омыл, /
и Своему примеру подражать заповедал.

Слава:
Жизнь по-разному двое прожили: / фарисей в добродетелях, а мытарь в согрешениях. /
Но один по гордости безумной от смирения отступил; / другой же возвышается, смиренномудренным явившись.

И ныне, Богородичен:
Меня, нагим по простоте / и для жизни бесхитростной созданного, /
преступления одеждою одел враг и тяжестью плоти; /
ныне же я посредничеством Твоим / спасаюсь, Отроковица.

Катавасия:
Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, /
придите, богомудрые, / начнем рукоплескать, /
от Нее рожденного Бога славя.

Кондак, глас 4

Избегать будем фарисеева велеречия / и научимся высоте слов мытаря смиренных, /
покаянно восклицая: / «Спаситель мира, / будь милостив к рабам Твоим!»

Иной кондак, глас 3

Подобно мытарю стенания принесем Господу, / и припадем к Нему, грешные, как к Владыке: /
ибо желает Он спасения всех людей, / прощение подает всем кающимся; /
ведь ради нас Он воплотился, / Бог, Отцу собезначальный.

Икос:
Сами себя, братия, все смирим, / стенаниями и сетованиями поразим совесть, /
чтобы тогда, на суде вечном, / явиться верными, неповинными, прощение получив. /
Ибо там поистине отрада, / и чтобы нам ее узреть, ныне принесем мольбы; /
там мука отошла, скорбь и из глубины стенания, /
в Эдеме дивном, Творец которого Христос, / Бог, Отцу собезначальный.

Песнь 7

Ирмос:
Росоносною соделал печь / Ангел для благочестивых отроков, /
а Божие веление, халдеев опалявшее, / мучителя убедило взывать: /
«Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Оправданием делами надмеваясь, /
в сетях тщеславия бедственно превознесся / фарисей, без меры хвалившийся; /
мытарь же легким крылом смирения поднявшись, / к Богу приблизился.

Смирение как лестницу употребив, /
мытарь так к небесной высоте возвысился; /
хвастливостью же и гнилою пустотой вознесшись, жалкий фарисей /
до дна ада нисходит.
Праведных уловляя, обманщик /
действием тщеславия грабит их, /
грешных же связывает отчаяния сетями; /
но мы от обоих этих зол, / ревностно подражая мытарю, /
избавиться постараемся.

В молитве к Богу нашему припадем / со слезами и горячими стенаниями, /
подражая возвышающему смирению мытаря / и воспевая, верные: /
«Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Слава:
Наставляя учеников, / заповедовал Ты, Владыка, не высокомудрствовать, /
но учил за смиренными следовать, Спаситель. /
Потому мы, верные, восклицаем Тебе: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

И ныне, Богородичен:
Тебя, Красоту Иакова и божественную Лестницу, /
которую он видел прежде, / от земли простертую к высоте, мы знаем, Чистая, /
низводящую свыше Бога воплощенного, / а смертных вновь туда возводящую.

Катавасия:
Не почтили богомудрые / творения больше Творца, /
но угрожавший им огонь мужественно поправ, /
радостно воспевали: / «Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!»

Песнь 8

Ирмос:
Из пламени Ты для благочестивых росу источил, / и жертву праведника водою попалил: /
ибо все Ты совершаешь, Христе, одним Своим хотением. /
Тебя мы превозносим во все века.

Смиреномудренным разумом восстенав, / мытарь обрел Господа милостивым и спасся; /
но злым действием языка велеречивого / от праведности отпадает фарисей.

От надменности, фарисеем избранной / и его так называемой чистоты, /
бежим верные, ревнуя успешно /
мытаря смирению и нраву его, / помилование ему принесшему.

Возгласы мытаря, верные, произнесем / в храме святом: «Боже умилосердись!», /
чтобы с ним прощение получить, / избавившись от пагубы хвастливого фарисея.

Стенанию мытаря все поревнуем /
и, с Богом беседуя, с горячими слезами / воскликнем Ему: /
«Человеколюбец, согрешили мы! / Милосердный, сострадательный, помилуй и спаси!»

Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа.

К стенанием мытаря преклонился Бог, / и оправдав его, всем указал всегда склоняться, /
со стенаниями и слезами прося, / согрешений разрешения.

И ныне, Богородичен:
Не знаю я иной помощи кроме Тебя, /
Тебя побуждаю к заступничеству, Чистая, Всенепорочная,
/ Тебя, меж нами и Рожденным от Тебя Посредницу: /
от всех печалей свободным меня яви.

Катавасия:
Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: /
тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; /
всю вселенную созывает Он петь Тебе. /
Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!

Песнь 9

Ирмос:
Невозможно людям увидеть Бога, / на Которого не смеют полки Ангелов взглянуть; /
но чрез Тебя, Всечистая, / стало видимым для смертных Слово воплощенное. /
Его величая, / мы вместе с небесными воинствами / Тебя восхваляем.

Путь возвышения – смирение, от Христа постигнув, / спасения примеру, нраву мытаря поревнуем, /
спесь презрительную отгоняя далеко, / умом же смиренномудренным Бога умилостивляя.

Душевное безрассудство отвергнем, /
нрав прямой в смиренномудрии приобретем, /
не будем к самооправданию стремиться, /
спесь тщеславную возненавидим / и с мытарем Бога умилостивим.

Мольбы в сетовании как мытарь принесем Творцу, /
отвращаясь фарисейских молитв безблагодатных,
/ и хвастливых восклицаний, которые о ближнем произносят суд, /
чтобы милость Божию и свет к себе привлечь.

Великим множеством согрешений отягчен, /
я мытаря превзошел преизобилием порока /
и спесь хвастливую фарисея приобрел, /
отовсюду оказавшись всех добродетелей лишенным: /
Господи, пощади меня.

Удостой Твоего блаженства / Тебя ради стяжавших духовную нищету: /
ибо основу учения Твоего – / дух сокрушенный Тебе приносим; /
приняв их, Спаситель, благосклонно, / спасай служащих Тебе.

Слава:
Некогда мытарь, Богу помолившийся, /
во храм с верою взойдя, был оправдан; /
ибо, со стенаниями и слезами приступив, / и с сокрушением сердца, /
снял с себя все бремя грехов, / по Божией милости.

И ныне, Богородичен:
Воспевать, славить и превозносить Тебя / подавай нам, достойно чтущим Тебя, Пречистая, /
и рождение от Тебя Христа величающим, Единая благословенная: /
ибо Ты – похвала христиан, / и к Богу Ходатаица благоприятная.

Катавасия:
Всякий на земле рожденный / да ликует, Духом просвещаясь; /
да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное торжество Богоматери, /
и да взывает: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»

Ексапостиларий воскресный
и затем из Триоди

Слава:
Избегнем высокоречия фарисеева позорнейшего, /
научимся же смирению мытаря достойнейшему, /
чтобы нам возвыситься, взывая к Богу с ним: /
«Будь милостив к рабам Твоим, Христе Спаситель, / родившийся от Девы по воле Своей, /
и, Крест претерпев, с Собой воздвигший мир Твой / божественным могуществом!»

И ныне, Богородичен:
Творец создания и Бог всего / плоть человеческую принял / из непорочного чрева Твоего, всехвальная Богородица; /
и тленное мое естество все обновил, / вновь, как до рождения Своего сохранив Тебя и по рождении. /
Потому все мы, восхваляя Тебя с верою, взываем: / «Радуйся, миру слава!»

Стихиры на хвалите
Воскресные Октоиха 4 и Триоди самогласны 4

Не будем молиться по-фарисейски, братия: / ибо возносящий самого себя унижен будет. /
Смирим самих себя пред Богом, / как мытарь в дни поста взывая: /
«Будь милостив, Боже, к нам грешным!»

Стих: Возвеселюсь и возрадуюсь о Тебе, воспою имени Твоему, Всевышний!

Фарисей тщеславием побеждаемый, / и мытарь покаянием приклоняемый, /
приступили к Тебе, Единому Владыке: / но один, похвалившись, лишился благ, /
другой же без многих слов удостоился даров. /
В тех стенаниях укрепи меня, Христе Боже, / как Человеколюбец.

Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца!

Пс 9:33
Глас 3:
Мытаря и фарисея различие познав, душа моя, / возненавидь одного надменную речь, /
но поревнуй другого молитве сокрушенной, и воззови: / «Боже, будь милостив ко мне, грешному, и помилуй меня!»

Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои.
Пс 9:2
Фарисея речь хвастливую, верные, возненавидев, /
а сокрушенной молитве мытаря поревновав, /
не будем высокомудрствовать, но себя смиряя, в сокрушении воскликнем: /
«Боже, будь милостив ко грехам нашим!»

Слава, глас 8:
Похвальбой делами самого себя оправдывающего /
фарисея осудил Ты, Господи, / и мытаря, умерившего страсти /
и со стенаниями милости просящего, оправдал: /
ибо не внимаешь Ты высокомерным помышлениям, /
и не презираешь сокрушенных сердец. /
Потому и мы припадаем со смирением /
к Тебе, пострадавшему нас ради: / «Подай нам прощение и великую милость!»

И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева:

Славословие великое и отпуст.



Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Храм святителя Феодосия Черниговского | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 23