Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >>Триодь постная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

Триодь постная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье


Читайте также:

В субботу на Великой Вечерне

 

После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму.
На
Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди:

Глас 6

Создатель мой Господь, / прах от земли взяв, /
животворным дуновением вложив в меня душу, оживил / и почтил, назначив на земле /
владыкою всех видимых творений, / и Ангелам сообитателем. /

Сатана же коварный, / орудием своим змия употребив, /
пищей меня соблазнил, / и от Божией славы отлучил, /
и преисподней смерти предал в землю; /
но, как Владыка и милосердный, / вновь меня к Себе призови.

Одеяние, Богом сотканное, / я совлек с себя, несчастный, /
Твоего божественного повеления ослушавшись, Господи, / по совету врага; /
и листьями смоковницы, / и кожаными одеждами ныне облечен: /
ибо в поте лица осужден был хлеб скудный вкушать; /
земля же проклятием обречена была / терния и колючки приносить мне. /

Но в последние времена от Девы Воплотившийся, / призвав меня, введи снова в рай.
Рай драгоценный, / совершеннейшая красота, /
Богом созданная обитель, / радость непрестанная и наслаждение, /
слава праведных, пророков услада, и святых жилище, /
шумом листьев твоих Создателя всех умоляй /
открыть мне врата, которые я преступлением затворил, /
и удостоить меня приобщения к древу жизни, /
и радости, которою я прежде в Тебе наслаждался.

Адам изгнан был из рая за ослушание, / из обители наслаждения извержен, речами жены обманутый, /
и нагой сидит напротив места того, – «увы мне», – сетуя. /
Потому постараемся все провести время поста / слушаясь евангельских преданий, /
чтобы чрез них став угодными Христу, / получить нам снова райское жилище.

Слава, глас 6:
Сел Адам напротив рая / и свою наготу, сетуя, оплакивал: /
«Увы мне, обману лукавого поверившему, / и ограбленному, и от славы удаленному! /
Увы мне, по простоте обнаженному / и ныне недоумевающему! /
Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, /
больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; / ибо в землю отойду, из которой и был взят. /
Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: / Помилуй меня падшего!»

И ныне, Богородичен: догматик рядового гласа.

На литии

Слава, глас 6:
Солнце скрыло лучи, / луна со звездами претворились в кровь, /
горы сотряслись, холмы вострепетали, / когда рай был затворен. /
Выходя из него Адам, / бил себя в лицо руками и восклицал: /
«Господи, помилуй меня, падшего!»

И ныне, Богородичен, глас тот же:
Мы таинственно воспеваем тебя, Богородица Мария: /
ибо явилась Ты престолом Великого Царя, /
скинией святой, небес пространнейшей, / Херувимской колесницей, /
Серафимов высочайшей, престолом славы: /
ибо из Тебя произошел, воплотившись, Бог всех. /
Его моли о спасении душ наших.

Стихиры на стиховне Октоиха

Слава, глас 6:
Изгнан был Адам за вкушение плода из рая, /
и потому, напротив него сидя, сетовал, / рыдая жалостным голосом, и возглашал: /
«Увы мне, что я потерпел несчастный! /
Одну заповедь Владыки преступил / и всевозможных благ лишился! /
Рай прекраснейший, для меня насажденный, / и из-за Евы затворенный, /
умоляй тебя Сотворившего и меня Создавшего, / чтобы мне красотою цветов твоих насытиться!» /

Потому и Спаситель ответил ему: /
«Не хочу, чтобы погибло Мое создание, /
но желаю ему спастись и в познание истины придти, /
ибо приходящего ко Мне не изгоню вон!»

И ныне, Богородичен:
Творец и Искупитель мой, Всечистая, / Христос Господь, /
произошел из чрева Твоего, / в меня, человека, облекшись /
и Адама от древнего проклятия освободил. /
Потому Тебе, Всечистая, / как Божией Матери и истинной Деве /
«Радуйся» возглашаем с Ангелом не умолкая: /
«Радуйся, Владычица, защита, и покров, / и спасение душ наших!»


На утрени

После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха, и дважды поем тропарь воскресный, и Богородичен один раз.
Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха.
После обычных двух полиелейных псалмов присоединяем третий:

Псалом 136

У рек Вавилонских там мы сели и заплакали, когда вспомнилось нам о Сионе. Аллилуия.
На ивах посреди него повесили мы орга?ны наши. Аллилуия.
Ибо там спросили нас пленившие нас о словах песен и уведшие нас – о пении. Аллилуия.
«Пропойте нам из песен Сионских». Аллилуия.
Как споём мы песнь Господню на земле чужой? Аллилуия.
Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забыта будет десница моя! Аллилуия.
Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не поставлю Иерусалима в са?мом начале веселья моего. Аллилуия.
Вспомни, Господи, сынов Эдома в день Иерусалима, говорящих: «Разоряйте, разоряйте до оснований его». Аллилуия.
Дочь Вавилона злосчастная, блаже?н, кто воздаст тебе возмездие твоё, которым ты воздала? нам. Аллилуия.
Блаже?н, кто схватит и разобьёт младенцев твоих о камень. Аллилуия.

После Непорочных тропари: Ангельский сонм: Ипакои.
Степенны и прокимен гласа.
Все, что дышит: Евангелие воскресное рядовое.
Воскресение Христово:
Псалом 50.
Затем Слава, глас 8:
Покаяния врата отверзи мне: (см. утреню в Неделю о мытаре и фарисее).


Канон первый – Воскресный на 4, второй – Крестовоскресный на 2 и третий – Богородичен на 2, и Триоди на 6:

Канон, творение Христофора протасикрита, глас 6.

Песнь 1

Ирмос: Как по суше прошел Израиль:
Иди, душа моя жалкая, / оплачь тобою соделанное, /
вспоминая в сей день древнее во Эдеме обнажение, /
из-за чего ты изгнана была / из места наслаждения / и непрестанной радости.

По великому милосердию и состраданию / Ты, всего творения Создатель и Творец, /
из праха оживотворив меня прежде, / заповедал мне воспевать Тебя / со Ангелами Твоими.

По богатству благости / Ты насаждаешь, Создатель и Господь, /
усладу райскую во Эдеме, / повелевая мне наслаждаться / прекрасными, и приятными, / и не оскудевающими плодами.

Слава:
Увы мне, душа моя злосчастная, /
всем
, что в Эдеме, наслаждаться / ты получила власть от Бога, /
но не вкушать познания плод / тебе было приказано; /
зачем же преступила ты закон Божий?

И ныне, Богородичен:
Дева, Бога во чреве носившая! /
Как дочь Адама по происхождению, / по благодати же – Христу Богу Родительница, /
меня, изгнанного из Эдема, ныне в него обратно призови.

Вместо катавасии поем ирмосы канона:
Как по суше прошел Израиль / по бездне стопами, /
и взывал, гонителя фараона видя утопавшим: / «Богу победную песнь воспоем!»

Песнь 3

Ирмос:
Нет святого:
Змей коварный некогда, / чести моей позавидовав, /
нашептал ложь в уши Евы; / и ею в заблуждение введенный, /
я изгнан был, увы мне, / из хора жизни.

Руку протянув дерзко, / я вкусил от древа познания, /
к которому повелел мне Бог / не прикасаться совсем, /
и от божественной славы / был отвергнут горестно.

Слава:
Увы мне, жалкая моя душа! / Как не распознала ты коварства? /
Как не ощутила ты обмана и зависти врага, /
но помрачена была умом и преступила заповедь / Создателя твоего?

И ныне, Богородичен:
Надежда и покров мой, Священная, /
Одна покрывшая древнюю наготу падшего Адама, / рождением Христа от Тебя, Чистая! /
В нетление снова меня облеки.

Катавасия:
Нет святого, / как Ты, Господи Боже мой, /
возвысивший достоинство верных Тебе, Благой, / и утвердивший нас на камне / исповедания Твоего.

Седален, глас 4

Изгнан был Адам из рая сладостного вкушением горьким, /
по невоздержанию не сохранив заповеди Владыки, /
и осужден был возделывать землю, от которой сам был взят /
и со многим потом есть хлеб свой. /
Потому давайте же возлюбим воздержание, /
чтобы нам не возрыдать, как он, вне рая, / но войти в него.

Слава, иной, глас 4:
Ныне время добродетелей явилось, / и при дверях Судия; /
не будем же унывать, но давайте, постясь, / принесем слезы, сокрушение и милостыню, взывая: /
«Грехов наших больше, чем песка морского, / но отпусти всем, всех Искупитель», –
/ дабы получить нам нетленный венец.

И ныне, Богородичен:
Не прекратим никогда, мы, недостойные, / возвещать о могуществе Твоем, Богородица, /
ибо если бы Ты не защищала нас Своими молитвами, /
кто бы нас избавил от стольких бед, / кто бы сохранил нас доныне свободными? /
Не отступим, Владычица, от Тебя, / ибо Ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий.

Песнь 4

Ирмос:
Христос – моя сила:
Чести был удостоен я, злосчастный, / от Тебя, Владыки, во Эдеме; /
увы мне, как я был обманут, / и, подвергшись зависти диавола, / отринут от лица Твоего!

Возрыдайте, Ангелов полки, / красо?ты рая и тамошних насаждений благолепие, /
обо мне в заблуждение введенном злополучно / и от Бога отступившем.

Луг блаженный, / Богом насажденные растения, услада рая, /
ныне слезы проливайте / с листьев, как из глаз, /
обо мне, нагом и лишенном славы Божией.

Слава:
Больше не увижу Тебя, / не наслажусь твоим сладчайшим и божественным сиянием, / драгоценнейший рай: /
ибо нагим повержен я на землю, / прогневав Создателя.

И ныне, Богородичен:
Святая Владычица, / открывшая всем верным райские врата, /
которые некогда Адам затворил преступлением, /
врата милости и мне отверзи.

Катавасия:
«Христос – моя сила, / Бог и Господь», / – святая Церковь благоговейно поет, /
возглашая от чистого разума, / в Господе торжествуя.

Песнь 5

Ирмос:
Божественным светом Своим:
Позавидовав в древности человеконенавистник враг / моему счастливому в раю пребыванию, /
в образе змея меня обманул, / и явил меня чуждым / славы вечной.

Сетую и терзаюсь душою, / и стараюсь очам прибавить множество слез, /
когда посмотрю и познаю наготу мою, / которую я приобрел из-за преступления

Слава:
Из земли был создан рукою Божией / и о возвращении снова в землю / услышал я, несчастный; /
кто обо мне не восплачет, от Бога отринутом / и Эдем на ад променявшем?

И ныне, Богородичен:
Чертогом славы таинственным / все мы, верные, Тебя провозглашаем, /
Божия Родительница всенепорочная. /
Потому молю Тебя, Чистая: /
«Меня, падшего, / достойным чертога райского соделай!»

Катавасия:
Божественным светом Своим, Благой, / души с рассвета к Тебе стремящихся /
любовью озари, – молюсь я, – / чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, /
от мрака грехов / к Себе призывающего.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море видя:
Одеждою Богом сотканной / Ты облек меня, Спаситель, / во Эдеме, как милосердный; /
я же презрел Твою заповедь, / поверив губителю, / и нагим явился, несчастный.

Душа злосчастнейшая моя, / удалилась ты от Бога, / по невниманию твоему / райского лишилась наслаждения, /
с Ангелами разлучилась, ввержена в погибель. /
О падение!

Слава: Помилуй, пожалей, Боже Вседержитель, / рук Твоих творение; /
не пре?зри меня, молюсь, о Благой, / самого себя отлучившего / от сонма Ангелов Твоих.

И ныне, Богородичен:
Мария, Богом призванная, / Госпожа всего, /
как родившая Господа, / всех Царя и Искупителя, /
меня, пребывающего в плену, вне райской славы, / снова к ней призови.

Катавасия:
Житейское море видя / поднимающееся волнами искушений, /
я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: /
«Возведи от гибели жизнь мою, / Многомилостивый!»

Кондак, глас 6

Премудрости наставник, разума Податель, /
Учитель неразумных и нищих Защитник, /
утверди, вразуми сердце мое, Владыка. /

Ты дай мне слово, Отчее Слово, / — ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе: /
«Милостивый, помилуй меня, падшего!»
Икос: Сел Адам тогда и заплакал / напротив рая сладостного, / руками ударяя себя по лицу, и возглашал: / «Милостивый, помилуй меня, падшего!»
Адам, увидев Ангела, его изгнавшего, / и затворившего божественного сада дверь, / восстенал громко и возглашал: / «Милостивый, помилуй меня, падшего!»
Сострадай, о рай, твоему владельцу обнищавшему, / и шумом твоих листьев умоли Создателя, / не затворять тебя: / «Милостивый, помилуй меня, падшего!»
Рай всесовершенный, всесвятой, всеблаженный, / ради Адама насажденный, и из-за Евы затворенный, / умоли Бога о падшем: / «Милостивый, помилуй меня, падшего!»

Песнь 7

Ирмос: Росоносною соделал печь:
Владычествующий над всеми веками Господи, / создавший меня по воле Своей! /
Испытавшего некогда зависть дракона коварного / и Тебя, Спаситель, прогневавшего /
не пре?зри Боже, / но вновь меня к Себе призови.

Постыдными облеченный одеждами, – увы мне, – / вместо одеяния светозарного, /
я оплакиваю, Спаситель, свою погибель / и с верою взываю Тебе, благой: /
«Не пре?зри меня, Боже, / но вновь к Себе призови!»

Слава:
Изранил змей зловредный / всю душу мою из зависти, /
и изгнанным из наслаждения райского меня делает; /
но, о благосердный Спаситель, / не пре?зри меня, / но как Бог к Себе призови.

И ныне, Богородичен:
Молебное мое прошение, Всенепорочная, / прими со свойственным Тебе сочувствием /
и прощение согрешений подай мне, Чистая, / с рыданиями взывающему усердно: /
«Не пре?зри, Благая, / но к спасению меня призови!»

Катавасия:
Росоносною соделал печь / Ангел для благочестивых отроков, /
а Божие веление, халдеев опалявшее, / мучителя убедило взывать: /
«Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Песнь 8

Ирмос:
Из пламени Ты для благочестивых росу источил:
Дарами многообразными в древности / почтил Ты рук Твоих творение, единый Человеколюбец; /
дракон же страшный шипением своим / прельстил меня, – увы мне,– / бывших у меня благ лишив.

Для чего ты совета горького послушалась, /
а божественного повеления сделалась ослушницей? /
Увы мне, бедная душа, Бога оскорбившая, /
Которого непрестанно прославлять / была ты поставлена со Ангелами!

Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа.

Над гадами и зверями сделавшись владычицей, /
как беседовала ты с гадом душегубительным, / взяв в советники злодея, как правого? /
О прельщение твое, / душа моя злосчастнейшая!

И ныне, Богородичен:
Тебя, как светоносную скинию Божия воплощения, / мы воспеваем, Мария богоблагодатная; /
Потому меня, крайне страстями омраченного, / просвети светом милости, / Надежда безнадежных!

Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века.

Катавасия:
Из пламени Ты для благочестивых росу источил, / и жертву праведника водою попалил: /
ибо все Ты совершаешь, Христе, одним Своим хотением. / Тебя мы превозносим во все века.

Песнь 9

Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога:
Сладким на вкус плод познания / во Эдеме явился мне, насытившемуся этой пищей, /
но как желчь оказался исход ее. /

Увы мне, душа несчастная! /
Как невоздержание чуждым райского жилища / тебя соделало?
Боже всех, Господи милости, / на мое смирение благосердно взгляни, /
и не посылай меня далеко от божественного Эдема, /
чтобы, видя красо?ты места, от которого отпал, /
поспешил я вновь приобрести рыданиями / то?, чего лишился.

Сетую, стенаю и плачу, / созерцая Херувимов с пламенным мечом, /
вход в Эдем охранять поставленных, / для всех преступников, – увы мне, – недоступный, /
если только Ты, Спаситель, / беспрепятственным его не сделаешь для меня.

Слава:
Надеюсь дерзновенно / на множество милости Твоей, Христе Спаситель, /
и на кровь из Божественных ребр Твоих, / которою Ты освятил естество смертных, /
и отверз служащим Тебе, Благой, райские врата, / прежде затворенные для Адама.

И ныне, Богородичен:
Жизни дверь непроходимая, невещественная, / Дева Богородица брака не познавшая! /
Райские врата, заключенные для меня прежде, / отверзи Твоими ходатайствами, /
чтобы я славил Тебя, / первую после Бога мою Помощницу / и мощное прибежище.

Катавасия:
Невозможно людям увидеть Бога, / на Которого не смеют полки Ангелов взглянуть; /
но чрез Тебя, Всечистая, / стало видимым для смертных Слово воплощенное. /
Его величая, / мы вместе с небесными воинствами / Тебя восхваляем.

Ексапостиларий воскресный
и затем из Триоди

Слава:
Заповеди Твоей, Господи, / я ослушался, несчастный, /
и, лишившись славы Твоей, стыда исполнен, увы мне! /
И из услады райской изринут, о Благосердный! /
Милостивый, помилуй / справедливо лишенного благости Твоей.

И ныне, Богородичен:
Изгнанных, Господи, из рая прежде / за вкушение от древа, / Ты снова ввел туда Крестом / и страданиями Твоими, Спаситель и Боже мой. / Им и нас укрепи / пост совершить в чистоте, как подобает, / и Божественному воскресению поклониться, Пасхе спасительной, / по ходатайствам Тебя Родившей.


На «хвалите» стихиры воскресные Октоиха 4, восточные 1
и Триоди самогласны 4

Глас 5:
«
Увы мне!», – в скорби Адам воскликнул, / –
«ибо змей и жена от Божественного дерзновения отторгли меня, /
и вкушение от древа райского лишило наслаждения. /
Увы мне, не вынести мне более поношения: / я, некогда царь всех земных созданий Божиих, /
ныне пленником явился от одного беззаконного совета; /
и, некогда славою бессмертия облеченный, / как смертный, кожу умерщвления жалким образом ношу. /

Увы мне, кого в соучастники своих жалоб привлеку? /
Но Ты, Человеколюбец, от земли меня создавший, / милосердием облеченный, /
от рабства врагу к Себе призови, / и спаси меня!»

Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои.

Пс 9:2
Поприще добродетелей открыто, / войдите, состязаться желающие, /
препоясавшись для прекрасного подвига поста: /
ибо законно состязающиеся увенчиваются справедливо. /

И, взяв всеоружие Креста, врагу воспротивимся, / как стену нерушимую имея веру, /
и как броню – молитву, и милостыню– как шлем; / вместо меча – пост, /
который отсекает от сердца всякий порок. /
Поступающий так получит истинный венец /
от всех Царя Христа в день судный.

Стих: Возвеселюсь и возрадуюсь о Тебе, воспою имени Твоему, Всевышний!

Пс 9:3
Глас 6: Адам, вкусив пищи, / из рая изгоняется, как ослушник; /
Моисей же явился Боговидцем, / очистив очи душевные постом. /
Потому, обитателями рая стать желая, / воздержимся от не приносящей пользы пищи; /
и Бога созерцать стремясь, / как Моисей четыре десятерицы дней будем поститься, /
непорочно предаваясь молитве и мольбе; /
успокоим душевные страсти, / плотские излишества отгоним, /
легкими в вышнее путешествие отправимся, /
туда
, где Ангелов сонмы неумолкающими голосами / воспевают нераздельную Троицу, /
чтобы созерцать нам красоту неописуемую и владычественную. /

Там удостой нас, Сын Божий, жизни Податель, /
на Тебя надеющихся ликовать с воинствами Ангелов, /
по ходатайствам родившей Тебя Матери, Христе, /
и апостолов, и мучеников, и всех святых.

Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца!

Пс 9:33
Наступило время, / духовных подвигов начало, над демонами победа, /
облеченное
во всеоружие воздержание, / ангельское благолепие, к Богу дерзновение: /
ибо благодаря ему Моисей соделался собеседником Создателя / и глас Его незримо воспринял слухом. /
Господи, удостой через него и нас / поклониться Твоим страданиям и святому воскресению, / как Человеколюбец!

Слава: повторяем то же.

И ныне, глас 2:
Преблагословенна Ты, Богородица Дева:

Славословие великое и отпуст.



Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Неделя о Страшном суде, особенности богослужения | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 16