Официальный представитель УПЦ МП при международных организациях,
член ОВЦС УПЦ МП протоиерей АЛЕКСАНДР БИЛОКУР: "Визит
Патриарха Кирилла будет стимулом для того, чтобы раскольники
поменяли свои взгляды на Церковь"
"Портал-Credo.Ru": Существует мнение, что основная
цель визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину
состоит в воссоединении православных Церквей Московского и Киевского
патриархатов. Как Вы можете прокомментировать это?
Протоиерей Александр Билокур: Воссоединение возможно, точнее - возвращение
в лоно канонической Церкви отпавших от Неё. Мы молимся об этом
постоянно и, вместе с тем, скорбим о том, что часть наших братьев
и сестёр находится в расколе. Причины раскола, думаю, в политических
амбициях, неправильно воспринятых национальных идеях и приоритетах.
Киевский патриархат, автокефальная Церковь стали религиозно-политическими
образованиями на территории Украины. Как церковные организации
они нелегитимны, не признаны ни одной канонической Церковью
в мире.
Конечно, мы надеемся, что визит Патриарха Кирилла будет стимулом
для того, чтобы "священнослужители" и православные
верующие поменяли свои взгляды по отношению к Церкви, не смешивая
временные политические интересы с вечным вопросом спасения своей
души.
– Считаете ли Вы, что в Украине возможна единая Поместная
Украинская Православная Церковь?
– Де факто и де юре такая Церковь на территории Украины существует
1020 лет. Это Украинская Православная Церковь, предстоятелем
которой является блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан).
На мой взгляд, Церковь Христова – наднациональна. Апостол Павел
говорил, что "во Христе Иисусе нет ни эллина, ни иудея,
ни варвара, ни скифа…". В древности не говорили: "Греческая
Церковь", "Иерусалимская Церковь". Говорили –
"Православная Церковь в Греции", "Православная
Церковь в Иерусалиме". И, как мне кажется, это более корректно
звучит – "Православная Церковь в Украине", "Православная
Церковь в России". Хотя юридическое название может быть
"РПЦ", "УПЦ" и т.д.
– Распространено мнение, что Патриарх Кирилл – "человек
Путина", который решил приехать в Украину, чтобы сделать
ещё одну попытку превращения её в часть государственной машины
под названием Российская Федерация.
– Уверен, что это не так. Удивительно, что некоторые считают
Патриарха Кирилла человеком Путина, Медведева, Лужкова, ещё
какого-то политика. Что касается святейшего Патриарха Кирилла
– он сильный и мудрый человек, и всегда отстаивает интересы
православной Церкви.
Попытки подчинить Церковь государству делались постоянно –
Иван Грозный всячески утеснял Митрополита Филиппа и вместе с
ним всю Православную Церковь. Петр Первый упразднил патриаршество,
заменив его "Святейшим правительствующим синодом",
который превратился в государственный департамент православного
исповедания. При Екатерине Второй было закрыто и разорено монастырей
больше, чем при Никите Хрущеве. Советская власть строила атеистический
режим, тысячами уничтожая духовенство, монашествующих и мирян.
Ну и что в результате? Вера осталась, Церковь осталась, а советской
власти нет.
Собственно говоря, всегда и во многих странах существует определенное
противостояние между Церковью и властью. Святейший Патриарх
Кирилл, как мудрый и опытный человек, понимает, что каноническая
территория Русской Православной Церкви охватывает множество
суверенных государств, и их политический строй, правительства,
президенты – это выбор людей, проживающих в этих странах, а
не сфера интересов и влияния Московской патриархии. Поэтому
можно не сомневаться, что предстоящий визит носит исключительно
пастырский характер и не преследует каких-либо политических
целей.
– А как Вы относитесь к высказываниям президента Виктора
Ющенко о необходимости создания в Украине единой Поместной Украинской
Православной Церкви?
– Я не отношу себя к тем, кто воспевает или критикует Виктора
Андреевича. Я высоко ценю его попытки возродить духовность и
христианские традиции, его пристальное внимание к истории, культуре,
религии, стремление к построению демократии в Украине. Но создание
Поместной Церкви – дело самой Церкви и православных верующих.
Подчеркиваю, этот процесс должен идти от народа, верующих людей.
Нельзя объявить от имени государства: "С сегодняшнего дня
в Украине будет Поместная Церковь". Это слишком ответственные
процессы, подходить к которым надо деликатно и тонко, с учетом
исторических реалий.
– Но власть и Церковь должны вести диалог. Не является ли
недавнее смещение Александра Сагана с поста председателя Госкомнацрелигий
Украины и назначение на эту должность Юрия Решетникова попыткой
украинской госадминистрации изменить характер этого диалога?
– Не исключаю, что это так. Во время визита в 2008 году Константинопольского
Патриарха Варфоломея в Украину было совершено несколько досадных
протокольных ошибок. Они показали поверхностное знакомство чиновников
с сутью православия, непонимание важности канона и традиций.
Возникло впечатление, что советники и консультанты президента
внушили ему, что святейший Патриарх Варфоломей - это "Римский
Папа" восточного обряда и он может единолично рассмотреть
все церковно-каконические проблемы на территории Украины. Чиновники
забывают о том, что, по сути, в православии все равны, а Патриарх
Константинопольский – первый по чести среди равных ему предстоятелей
автокефальных православных Церквей.
Относительно Юрия Решетникова – насколько я знаю, он протестант.
Впрочем, если он сумеет и захочет слышать голос Церкви и верующих,
то диалог получится. Но диалог возможен тогда, когда есть обоюдное
желание понимать друг друга.