Проповедь Иоанна Крестителя. Питер Брейгель Старший, 1566 Музей изобразительных искусств, Будапешт (id=1004, №=21-9)
|
|
|
Протоиерей Александр Абрамов |
Сегодня сочельник Крещения Господня, навечерие Богоявления, величайшего праздника.
Евангельское чтение этого дня содержит повествование о проповеди Иоанна Предтечи и приводит его строгие слова, обращенные к тем, кто считал себя его учениками. Мы слышим и о секире, уже лежащей у корня дерева, и о лопате в руке Господней, и о том, что Он очистит Свое гумно и сожжет солому огнем неугасимым.
Заканчивается этот евангельский отрывок неожиданными словами:
«И еще многое говорил Иоанн, утешая учеников своих»[1]. А что тут утешительного?
Все сказанное Предтечей скорее пугает неподготовленного слушателя, отстраняет человека от Бога.
Однако Иоанн проповедовал крещение водой во оставление грехов.
И значение этой воды, которой вскоре будет крещен и Сам Христос, освятив ее, впоследствии будет объяснено, и испуг пройдет.
Мы слышим в молитве, читаемой перед освящением богоявленской воды, Великой агиасмы:
«Господи, Ты через воду эту путесотвори нам дорогу спасения к первому прощению»[2].
Человеку искони было свойственно бояться природы.
Земли, потому что она может трястись.
Воды, потому что она может утопить.
Огня, потому что он может сжечь и твой дом, и тебя самого.
Со временем к этому страху прибавился страх демонов, враждебных духов, носителей злобы.
Христос опрокидывает эти человечьи страхи.
Говорит: вы не того боитесь.
То, что вас пугает, на самом деле вам в помощь.
Вы боитесь воды, а она будет скакать в жизнь вечную[3].
Вы боитесь стихий, но они подчинены Богу.
И созданы для того, чтобы вас уберегать.
Даже бездушные природные явления ради вас и через вас обретают духовное значение.
Нет ни единой силы в природе, которая не была бы Богу подвластна и не служила бы вашему спасению.
Вот для чего освящение этой воды – чтобы помнить о благословении Христовом.
Оно преподается через что угодно – через камень и лед, через воду и свет.
Все в мире Богом воцерковлено, благословлено, нам преподано.
Преподано не для того, чтобы бездумно пользоваться, унося из храма канистры, банки и кульки, но ради помощи и спасения.
Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея»
[1] Многа же убо и ина, утешая благовествоваше людем (Лк. 3:19; ц.-сл.).
[2] «Еще и рабскою рукою во Иордане креститися претерпел еси, да водное естество освятив, Безгрешне, путесотвориши нам, еже водою и Духом паки рождение, и к первому нас устроиши свобождению» (Последование великого освящения воды).
[3] «О еже быти воде сей скачущей / приводящей в жизнь вечную, Господу помолимся» (Последование великого освящения воды).
|