"Отроча младо - Превечный Бог!" - этим
ликующим отождествлением Младенца, родившегося в пещере Вифлеемской,
завершается одно из главных песнопений, составленных в VI веке
знаменитым византийским песнописцем Романом Сладкопевцем. Вот
оно в русском переводе:
Сегодня Дева рождает Того, Кто вечен,
И земля пещеру приносит Неприступному.
Ангелы с пастырями славословят,
Волхвы со звездою путешествуют,
Ибо нас ради родился Ребенок - Превечный Бог!
Ребенок - Бог, Бог - ребенок... Почему даже у людей, теплохладных
к вере, даже у неверующих, не перестает радостно сжиматься сердце
при созерцании в эти рождественские дни единственного, несравненного
видения: молодой Матери с Ребенком на руках, и - вокруг них
- волхвов с Востока, пастырей с ночного поля, животных, неба,
звезды? Почему так твердо знаем, и снова и снова узнаем мы,
что нет на этой скорбной земле нашей ничего прекраснее и радостней
этого видения, которое века не могли вытравить из нашей памяти?
К этому видению возвращаемся мы, когда нам некуда больше идти,
когда, измученные жизнью, мы ищем того, что могло бы нас спасти.
Ведь вот, в евангельском рассказе о Рождестве Иисуса Христа
ничего не говорит Мать, и, конечно, ничего не говорит и Младенец
- как если бы и не нужно было никаких слов, ибо никакими словами
не объяснить, не определить, не передать смысла того, что произошло
и совершилось тогда.
И всё-таки попробуем. Не для того, чтобы объяснять и истолковывать.
Но, как сказано в Писании, "от избытка сердца глаголют
уста".
И невозможно человеку избытком этим не поделиться с другими.
Ибо именно в этих словах: ребенок и Бог - самое поразительное
откровение рождественской тайны.
В некоем глубоком смысле, тайна эта обращена прежде всего к
ребенку, продолжающему подспудно жить в каждом взрослом. К ребенку,
который продолжает слышать то, что взрослый уже больше не слышит,
и отвечать на это той радостью, на которую наш скучный, взрослый,
усталый и циничный мир уже больше не способен.
Да, праздник Рождества Христова есть детский праздник не только
в том смысле, что для детей зажигаются елки, а в том, гораздо
более глубоком, смысле, что, пожалуй, только дети не удивятся
тому, что когда приходит на землю к нам Бог, Он приходит в образе
Ребенка, и этот образ Бога-Ребенка продолжает светить нам с
икон, воплощаться в безчисленных произведениях искусства, точно
самое главное, последнее, радостное в христианстве заключено
именно тут, в этом "вечном детстве Бога".
Взрослый, даже когда он разговаривает на"религиозные темы",
хочет и ждет от религии объяснений, анализа, хочет, чтобы все
было научно, серьезно. И так же серьезно и, в конце концов,
скучно рассуждает о религии и её враг, атеист, палящий по ней
из своих "научных" пушек. Нет у нас более презрительного
отношения к чему бы то ни было, чем то, что выражено в словах:
"Это для детей младшего возраста". Это значит - не
для взрослых; не для умных и серьезных людей. Но подрастут дети
и тоже станут такими же серьезными и скучными.
А Христос сказал: "Будьте как дети". Что это, значит?
Чего уже обычно нет у взрослых, и, вернее, что во взрослом завалено,
затоплено, заглушено толстым слоем его взрослости? Не прежде
ли всего - свойственная детям способность восхищаться, радоваться
и, главное, быть целостными и в радости, и в горе? И еще - способность
доверять, отдаваться, любить и верить всем существом? И, наконец,
всерьез принимать то, к чему уже не способен взрослый,- к мечте,
к тому, что прорывает наш будничный опыт, наше циническое недоверие,
ту глубину тайны мира и всего в нём, что открывается святым,
детям, поэтам.
И потому, только прорвавшись к ребенку, подспудно живущему
в нас, радостная тайна пришествия к нам Бога в образе ребенка
может стать и нашим достоянием.
Ребенок не имеет ни власти, ни силы, но именно в безвластии
своем оказывается он царем, именно в безсилии и в беззащитности
- его удивительная сила.
Ребенок той далекой Вифлеемской пещеры не хочет, чтобы боялись
мы Его, Он входит в наше сердце не устрашением, не доказательствами
Своей силы и власти,а только любовью. Как ребенок - Он отдается
нам, и, как ребенка, мы можем только полюбить Его и, в свою
очередь, отдать себя Ему.
В мире царствуют власть и сила, страх и рабство. От них освобождает
нас Богомладенец Христос. Только любви, свободной и радостной,
только того, чтобы отдали мы Ему наше сердце, хочет Он от нас.
И мы отдаем его беззащитному, до конца доверяющему нам Младенцу.
В праздник Рождества Христова являет нам Церковь радостную
тайну: тайну свободной, никем не навязанной нам любви. Любви,
способной в Богомладенце увидеть, узнать, полюбить Бога и стать
даром новой жизни.