— Геронда, в первые годы христианства все члены Церкви совершали
исповедь прилюдно.
Есть ли польза от такой прилюдной исповеди?
— Первые годы христианства — это одно, а наши с вами годы —
дело другое. Сегодня пользы от такой прилюдной исповеди нет.
— Почему, Геронда? В те времена у христиан было больше ревности?
— И ревности у них было больше, и того, до чего мы докатились
сегодня, у них не было.
Сегодня не так, как в старину, — ни с того ни с сего разводятся
супруги, разрушаются семьи.
Удалившись от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах
и страстях.
Знаете, сколько людей приходят ко мне и просят, чтобы я помог
им в каком-то их затруднении?
Но при этом эти люди ни на исповедь, ни в церковь не хотят идти!
«А в церковь-то ты хоть ходишь?» — спрашиваю.
«Нет», — отвечают они.
«А ты хоть когда-нибудь исповедовался?» — спрашиваю снова.
«Нет. Я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил».
— «Но как же я тебя исцелю?
Тебе нужно покаяться в своих грехах, нужно исповедоваться, ходить
в храм, причащаться — если ты имеешь на это благословение своего
духовника, — а я буду молиться о твоем здравии.
Неужели ты забываешь о том, что есть и иная жизнь и к ней нам
необходимо готовиться?»
— «Послушай-ка, отец, — возражают в ответ такие люди, — все
то, о чем ты говоришь — церкви, иная жизнь и тому подобное,
— нас не занимает. Все это сказки.
Я был у колдунов, был у экстрасенсов, и они не смогли меня исцелить.
И вот я узнал, что исцелить меня можешь ты».
Представляешь, что творится!
Ты говоришь им об исповеди, о будущей жизни, а они отвечают,
что «все это сказки».
Но одновременно просят: «Помоги мне, а то я сижу на таблетках».
Но как я им помогу?
Разве исцелятся они волшебным образом [без труда]?
И посмотри, многие люди, измученные проблемами, которые они
сами себе создали своими грехами, не идут к духовнику, который
может им действительно помочь, но заканчивают тем, что «исповедуются»
у психолога.
Они рассказывают психологам историю своей болезни, советуются
с ними о своих проблемах, и эти психологи [своими советами]
словно швыряют своих пациентов в середину реки, которую им нужно
перейти.
В результате несчастные или тонут в этой реке, или все-таки
доплывают до другого берега, однако течение относит их очень
далеко от того места, где они хотели оказаться…
А вот придя на исповедь к духовнику и поисповедовавшись, такие
люди без риска и страха перейдут реку по мосту. Ведь в Таинстве
Исповеди действует Благодать Божия, и человек освобождается
от греха.
— Геронда, некоторые люди оправдываются: «Мы не можем найти
хороших духовников и поэтому не идем исповедоваться».
— Все это отговорки. Каждый духовник, раз он облачен в епитрахиль,
обладает божественной властью. Он совершает Таинство, он имеет
Божественную Благодать, и когда читает над покаявшимся разрешительную
молитву, Бог стирает все грехи, в которых тот поисповедовался
с искренним покаянием.
То, какую пользу мы получим от Таинства Исповеди, зависит от
нас самих.
Однажды ко мне в каливу пришел человек, у которого были непорядки
с психикой.
У него был помысл, что я наделен даром прозорливости и смогу
ему помочь.
«Что ты обо мне предвидишь?» — спросил он меня.
«Найди духовника и исповедуйся ему, — ответил я. — Тогда ты
будешь спать как младенец и выбросишь таблетки, которые пьешь».
— «В наше время, — ответил он, — хороших духовников нет. Раньше
были, а сейчас перевелись».
Вот так эти люди приходят ко мне с добрым помыслом получить
пользу, однако не слушают того, что я им говорю. Ну так что
же: только зря потратились на билеты до Афона.
Однако я вижу, что диавол придумал новую западню для того,
чтобы уловлять людей.
Диавол внушает людям помыслы о том, что, если они выполняют
какой-то данный ими обет, к примеру, едут в паломничество в
святое место, значит, духовно они находятся в порядке.
И вот часто видишь, как многие паломники с большими свечами
и с серебряными подвесками, которые они обещали привесить к
той или иной чудотворной иконе, едут по монастырям, по святым
местам, вешают там эти серебряные подвески, осеняют себя широким
крестным знамением, утирают навернувшиеся на глаза слезы и этим
довольствуются.
Эти люди не каются, не исповедуются, не исправляются и тем самым
радуют тангалашку.
— Геронда, может ли иметь внутренний покой человек, который
не исповедуется?
— Как же он будет иметь внутренний покой?
Чтобы ощутить внутренний покой, необходимо вычистить себя от
мусора.
Это нужно сделать посредством исповеди.
Открывая свое сердце духовнику и исповедуя ему грехи, человек
смиряется.
Таким образом ему открывается небесная дверь, его щедро осеняет
Благодать Божия, и он становится свободным.
До исповеди [духовная] вершина человека затянута туманом.
Человек видит сквозь этот туман очень нечетко, расплывчато —
и оправдывает свои грехи.
Ведь если ум помрачен грехами, то человек видит будто сквозь
туман.
А исповедь точно сильный ветер, от которого рассеивается туман
и расчищается горизонт.
Поэтому если люди, пришедшие ко мне попросить совета, не исповедовались,
то прежде всего я шлю их на исповедь и говорю, чтобы они пришли
ко мне для беседы уже после нее.
Некоторые начинают отговариваться: «Геронда, если ты в состоянии
понять, что мне нужно сделать для решения моей проблемы, то
просто скажи мне об этом».
— «Даже если я действительно в состоянии понять, что тебе нужно
делать, — отвечаю им, — то ты этого понять будешь не в состоянии.
Поэтому сперва пойди поисповедуйся, а потом приходи, и мы с
тобой побеседуем».
И правда, как можно установить с человеком связь и прийти к
взаимопониманию, если он «работает» на другой [духовной] частоте?
Посредством исповеди человек вычищает себя изнутри от всего
ненужного — и духовно плодоносит.
Однажды, когда я копал свой огород, чтобы посадить несколько
кустов помидоров, ко мне пришел один посетитель и спросил: «Что
ты делаешь, Геронда?»
— «Что я делаю? — сказал я. — Да вот, исповедую свой огород».
— «Да как же, Геронда, — опешил он. — Неужто огород тоже нуждается
в исповеди?»
— «Конечно, нуждается. Я убедился, что когда поисповедую огород,
то есть вычищу землю от камней, сорняков, колючек и тому подобного,
то овощи, которые он родит, бывают крепкими, здоровыми как на
подбор!
А если огород оставить без исповеди, то и вырастут на его грядках
какие-то недоразвитые желтенькие и сморщенные помидорчики!».