Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Статьи >> О вере, надежде, любви >> Один день из жизни старца Иеронима

Один день из жизни старца Иеронима

Старец Иероним Эгинский. 1883-1966 гг.

Старец Иероним Эгинский. 1883-1966 гг.

Отец Иероним ( в миру Василий Апостолидис) родился в Каппадокии, в селении Гельвери – одном из центров духовной жизни, сохранивших подвижнеческий дух с давних времен.
В каждом доме в Гельвери читались службы дня, свято чтились посты и праздники.
Мать Василия Елизавета каждый день ставила своих шестерых детей по очереди читать шестопсалмие, канон, вечерню и повечерие.
С восьми лет Василий уже читал за аналоем в храме и подпевал певчим.
В десять лет он дал обещание матери стать монахом и посвятить свою жизнь служению Богу.

В шестнадцать лет по просьбе жителей Гельвери Василий был рукоположен в диаконы.
Вскоре по совету правящего митрополита он решил отправится на Святую Гору, но прежде побывал на Святой земле: в Иерусалиме, Кане Галилейской, на Фаворе, в Хевроне и других местах. Девять месяцев он прожил в монастыре св.Иоанна Предтечи на Иордане.
Затем отец Василий служил диаконом в Константинополе, пел на клиросе, проповедовал, жил в строгом воздержании, много благотворил, и слава о нем быстро росла.

Как – то его пригласили в дом судьи – турка. Хозяин задал вопрос:

– Батюшка, я – мусульманин, я помогаю вдовам, сиротам, больным, выдерживаю все посты, стараюсь быть правосудным на работе. Достаточно ли этого, чтобы попасть в рай?

Отец Василий спросил:

– Скажи, господин, есть ли у тебя дети?

– Да есть?

– А рабы есть?

– Есть и рабы.

– Кто лучше исполняет твои приказания – дети или рабы?

– Конечно, рабы. Дети часто не слушаются.

– А кто будет твоим наследником – рабы, исполняющие твои приказания, или дети которые тебя не слушают?

– Конечно, дети.

– Итак, – заключил отец Василий, – все, что делаешь – хорошо, но ты достиг лишь чести хорошего раба. Если хочешь наследовать рай, Царство Небесное, то тебе необходимо стать сыном. И это совершится только через Крещение.

Судья был наставлен в вере и вскоре крестился.

В 1922 г. Отец Василий вернулся на родину и был определен диаконом митрополичьего храма на острове Эгина.

Здесь, на острове он особенно много сил приложил к созданию больницы для больных туберкулезом с церковью во имя св. Дионисия Эгинского.
В 1923 г. отец Василий был рукоположен во священника, отслужил сорок дней, а после этого во время Божественной литургии увидел своими, глазами как хлеб и вино зримым образом преложились в Тело и Кровь Господа.
После его долгой слезной молитвы Пречистые Тайны приняли свой обычный вид, и отец Василий смог причаститься.

13 декабря 1923 г. на Святой Горе Афон отец Василий был пострижен в великую схиму с именем Иероним.
После возвращения на Эгину все свои силы обратил на служение ближним, особенно больным и бедным. Если своих средств не хватало, то он просил милостыню, чтобы помочь нуждающемуся.
Не оставлял старец и своих обязанностей в храме: произносил проповеди, исповедовал, посещал больных.
Свободное время отец Иероним посвящал чтению святоотеческих книг, особенно трудов Исаака Сирина, которого считал своим наставником.

Во время войны в результате несчастного случая старец потерял левую руку, и из – за нетрудоспособности ушел за штат.
Его деятельность постепенно ограничилась тремя основными направлениями – молитвой, благотворительностью и духовничеством.
Старец обладал даром прозорливости, производившей на посетителей неизгладимое впечатление. Но при этом слова его были просты и смиренны.
Он не затрагивал в своих беседах высоких богословских тем, ибо цель свою видел в том, чтобы научить слушателей смирению и другим христианским добродетелям.

Дорогой любви

С того момента, как старец ушел из больницы и окончательно обосновался в скиту, начался самый значительный этап в его жизни.
Его деятельность постепенно ограничилась в трех основных направлениях - в молитве, благотворительности и духовничестве.
Несмотря на свою телесную немощь, он принимал множество посетителей, часто повторяя своей келейнице старице Евпраксии:
- Монахиня, у нас нет денег, чтобы давать милостыню, поэтому и несколько слов, сказанных нами, являются милостыней.

Своих духовных детей отец Иероним в первую очередь учил умиленной молитве.
Он не раз советовал им:
- В молитве мы должны давать себе свободу излить перед Богом все, что нас тревожит.

Сам молясь со слезами, он говорил приходящим к нему:
- Не прекращай молитву, пока не проронишь хоть капельку слез.

Отец Иероним вычитывал полностью все дневные службы.
Он обычно вставал в три часа утра, чтобы прочесть полунощницу, утреню с кафизмами и часы. Часа в четыре дня он служил вечерню, на которой присутствовали все те, кто приходил к нему за наставлением.

Старец был противником поспешного и поверхностного чтения служб и часто говорил:
- Если ты сам не слышишь и не разумеешь, что говоришь, то как Бог услышит это?

Цикл служб заканчивался в восемь часов вечера, когда читалось повечерие с Акафистом Богородице.

Очень часто старец переводил беседы о повседневной жизни к духовным.
- Удивительное дело эти радиоприемники.
Кто-то говорит на другом конце света, а я слышу это здесь.
Так и в молитве. Мы здесь молимся, а Бог слышит нас на Небесах.

После утрени старец немного отдыхал, пил кофе, вешал на плечо сумку, свой "мешок любви", и отправлялся к Эгине.
Он чувствовал себя ответственным за всех нуждающихся духовно и телесно.

С молитвой на устах он начинал свой путь около восьми часов утра.
Все, кто его встречал по дороге, подходили к нему под благословение, и каждому старец говорил что-нибудь назидательное.

Вот в одном из первых переулков города он останавливается у забора дома и зовет домохозяйку, сын которой изнемогает в болезни.
- Как живешь, Елена? Как дела у твоего сына?
- Плох он, отче, я переживаю, поскольку доктор сказал, что ему нужна операция.
- Имей терпение, и Бог поможет. Бог нас сильно любит, и все, что Он нам посылает, бывает нам на пользу. Для нас достаточно принимать это со смирением и не роптать.
Бог попустил, чтобы мне отрезали руку. Господь знает, что делает.
Лучше с одной рукой в рай, чем с двумя во ад. Я всегда благодарю Бога, и ты благодари.
Болезнь - это дар Божий. Многие познали Бога после тяжелой и сильной болезни.
Один монах на Святой Горе плакал и сокрушался о том, что Бог забыл его и не посылает ему скорбей. Неужели же мы будем роптать, когда приходит маленькая скорбь?
Мы должны терпеть и молить Бога, чтобы Он нас не оставил.
Что бы с нами ни произошло, все на благо нам.
Тот, кто всецело верит Богу, никогда не предастся отчаянию
. Ты отчаиваешься потому, что не веришь в силу Божию.
Какую бы скорбь ни воздвиг на тебя лукавый, не отчаивайся.
Говори: "У меня есть Христос мой, распявшийся за меня, и Он меня любит".
Когда возникает сложный вопрос, ты обращаешься к адвокату, и он за тебя все решает.
Так и тут. Возложи все, тебя беспокоящее, на Господа, прибегни ко Христу, проси Его дать тебе силу и не отчаивайся. Ты - создание Его, и Он тебе поможет.
- Благодарю, старче. Прошу, помолись и ты о здоровье моего сына.
- Я буду молиться, но и ты молись. Помысел мне говорит, что вам нужно избежать операции.
Потерпите несколько дней, и Бог все устроит. Не беспокойся, сын твой выздоровеет.
- Благодарю, отче.
Сын госпожи Елены поправился через несколько дней без хирургического вмешательства.

Лишь только отойдя, старец встречает женщину.
- Как поживаешь, Варвара? Почему так печальна?
Послушай, твой муж Иоанн неплохой человек, он лишь прельщен диаволом.
Иди к святому Нектарию, помолись усердно, и он поможет тебе.
Женщина ошеломлена: этот батюшка назвал ее по имени, не зная ее, назвал имя ее мужа, уразумел, что она идет к святому Нектарию помолиться о муже, страдавшем от пьянства. Она не могла вымолвить ни слова, и лишь попросила его молитв.
Спустя некоторое время она посетила его в келье, чтобы отблагодарить: муж перестал пить и в доме воцарилось спокойствие.

Старец направляется в мастерскую, расположенную рядом.
Все рабочие подходят к нему под благословение.
- Бог да благословит вас, - говорит он. - Человек должен работать, чтобы не оставаться праздным. Безделье приносит много вреда человеку.
Ленивец - это вор, который крадет труд других.
Работающий приносит пользу и душе, и телу.
Все работы хороши, лишь бы человек хотел трудиться.
Железо, когда его оставляешь, ржавеет, а когда используешь - блестит.
Так и человек: когда не исполняет заповедей Божиих, тогда "ржавеет".
Заботьтесь о том, чтобы духовно расти. Каждый человек достигает того, чего хочет.
Если человек захочет, то может стать и святым.
Затем старец советует владельцу мастерской остановить работу.
Владелец не соглашается, и через час взрывается паровой котел.
Все рабочие получили ожоги и отправились в больницу, где их позже посетил старец.

После мастерской отец Иероним заходит к одной своей знакомой, которая говорит, что хочет развестись с мужем: по характеру он сущий деспот.
- Послушай, сестра, не бывает развода, лишь смерть разводит.
Позаботься возлюбить Христа нашего, и эта любовь и научит тебя любить ближних, и подаст тебе терпения. Подумай только о Христе. Его Жертва Крестная совершилась не оттого, что мы его любим, а оттого, что Он нас возлюбил. Молись, и Господь тебе поможет.

В это время к ним подходит женщина из соседнего дома, которая давно желала познакомиться со старцем, но стеснялась.
Ее сын Павел лежит в горячке - температура под сорок, и женщина, пересилив свое смущение, робко подходит.
- Отче, прочтите молитву над моим сыном, он болен.
Отец Иероним входит к ней в дом и, наставив женщину, читает молитву над сыном.
Когда женщина проводила старца и вернулась к ребенку, то нашла его совершенно здоровым и играющим.

Теперь батюшка торопится на рынок.
Когда он проходит мимо рядов с рыбой, продавцы начинают совать в его мешок пакеты с рыбой. Один рыбак осуждает старца, а отец Иероним говорит ему:
- Послушай, я знаю, что ты сейчас думаешь, зачем мне столько рыбы.
Я не прошу рыбы ни у тебя, ни у других.
Кто хочет - дает, а я из того, что мне дают, немного съедаю, а остальное раздаю нуждающимся. До свидания, да благословит тебя Бог.
Батюшка уходит, а рыбак остается сидеть с открытым ртом: он не мог себе представить, что отец Иероним читает мысли.
С тех пор этот рыбак всегда старался положить свой пакет с рыбой в мешок старца.

Подобным образом и на фруктовых рядах продавцы давали старцу фрукты.
Отец Иероним выходит на набережную.
Там он видит владельца трактира и подходит к нему.
- Иди сюда, знаю, что ты в отчаянии, - говорит старец. - Это была туча, она пройдет.
Твоя жена хорошая. Но диавол всех нас по разу соблазняет.
Когда ты видишь, что не можешь договориться, то не настаивай.
Только не дозволяй себе ненавидеть ее, а молись о ней.
Молитва тебя утешит, подаст тебе силы и жене твоей поможет.
Я пойду, а ты передай ей мое благословение.
Как только старец отошел, владелец трактира расплакался.
Произошла семейная ссора, и его мучили черные мысли.
Теперь же, после встречи с батюшкой, его сердце смягчилось, а в душу вернулась тишина и спокойствие.

Проходя вдоль набережной, старец слышит страшное богохульство.
Его произносит электрик, с детства привыкший так выражаться.
Отец Иероним подзывает его и говорит:
- Прости, брат. Я знаю, что ты, не задумываясь, произносишь такие слова, а в глубине души ты хороший человек. Прошу тебя об одном одолжении.
Вот я встану перед тобой, а ты ругай меня громко и долго, пока не устанешь, чтобы не осталось ничего для следующего раза. Какой смысл хулить Бога?
Он нам все дал: глаза, уши и все, что в нас есть. Неужели мы станем поносить Его?
- Ты прав, отче. Прошу прощения, я больше не буду так говорить, - отвечает электрик и уходит с поникшей головой.

Старец идет дальше. Два рыбака сидят и разговаривают.
У них нет денег даже для того, чтобы заказать себе кофе.
Отец Иероним приветствует их, вступает в разговор, а затем тихо уходит, незаметно оставляя на столе немного денег.
Рыбаки, не сказавшие ни слова старцу о причине своей скорби, были поражены его милосердием и тактичностью.

Тем временем старец сворачивает с набережной в переулок.
Пройдя немного, он останавливается у двери дома, стучится и заходит.
Там молодая вдова старается успокоить своих голодных детей, требующих у нее еды.
Она бедна и не может работать, поскольку у нее трое крошечных детей.
- Как, сестрица, ты справляешься с детишками? - спросил отец Иероним.
- Да разве вы не видите?
- Я вижу, потерпи - и Бог тебе поможет.
Все, с нами случающееся, надо возлагать на Господа, и Он нас не оставит.
Необходимо иметь твердую веру в Него. Муж твой умер, перешел к истинной жизни.
И мы будем стремиться туда же. Все земное тленное, мы все здесь оставим.
Только душа бессмертна.
Избегай, насколько можешь, мира, ведь в нем столько поводов ко греху.
Избегай их: береги глаза, уши, язык, руки. Не прельщайся яркими и красивыми одеждами.
Одна женщина на моей родине осталась молодой вдовой, будучи очень красивой, и чтобы на нее не обращали внимания, она носила старые платья и пачкала себе лицо сажей. Необходимо внимание и молитва, и Бог тебя не оставит.
И еще: если другой дает тебе что-нибудь, то не отказывайся, иначе ты и его лишишь награды, и сама не придешь ко смирению.
Я, когда дают мне что-нибудь, никогда не отказываюсь.
Что мне нужно, я оставляю себе, а что не нужно, я отдаю другим.
Когда я даю или деньги, или продукты, то превозношусь, но когда бываю вынужден протянуть руку и просить, тогда смиряюсь.
Уходя, старец кладет на стол бумажный пакет с рыбой, фрукты, немного денег.

Он проходит немного по этому же переулку, останавливается у другой двери, кладет у входа рыбу и фрукты, звонит в дверь и быстро уходит.

Старец останавливается еще в нескольких местах, пока не раздает все содержимое своего мешка.
По пути в келью он останавливается у дома на правой стороне дороги, стучит.
Дверь тотчас открывает пожилая женщина.
Отец Иероним кладет ей в руку деньги и говорит:
- Один человек дал мне эти деньги, а они мне не нужны.
Пожалуйста, возьми их, поскольку они тебе сегодня пригодятся.
Женщина взяла деньги, а в тот же вечер ее дочь уехала рожать в эгинский родильный дом.
И деньги, данные старцем, были единственным ее достоянием.

У порога к нему подходит женщина и просит денег.
- Помогите мне, отче, я бедная вдова и мне нечем кормить детей.
- Знаю, что ты бедная вдова. Но почему ты не тратишь на детей свои пять золотых лир?
Женщина бледнеет: о ее скрытых лирах никто не знал.
Она просит прощения у батюшки и идет рассказывать всем знакомым о его прозорливости.

Наконец старец входит в свою келью.
Там его уже ждет несколько духовных чад.
Отец Иероним, даже не думая о еде, сразу начинает принимать пришедших.

Первыми входят супруги, уговорившиеся ничего не скрывать друг от друга.
Однажды жена решила тайно от мужа отложить немного денег, чтобы подать милостыню одной сильно нуждающейся семье.
Они подходят под благословение и отец Иероним говорит:
- Добрый день, господин … добрый день, госпожа воровка!
Разве вы не договорились ничего друг от друга не скрывать?
Зачем же ты спрятала деньги? Или ты думаешь, что муж бы не дал тебе денег?
- Простите, отче, я больше так делать не буду.
Муж в недоумении.
Жена рассказывает ему о случившемся, и они в очередной раз дивятся прозорливости старца.

- На моей родине, - продолжает старец, - жил один иеромонах по имени Серафим.
За месяц до смерти он позвал нас к себе и сказал:
"Я прошу вас учить каждого умиленной молитве.
И просящему милостыню, даже если у вас ничего нет, дайте, хоть копеечку, хоть луковицу, чтобы он не ушел с пустыми руками".
Старайтесь красть время у разных занятий, чтобы посвятить его молитве.
В духовном необходимо быть воришкой, использовать время.
Не прекращайте молитвы, не пролив хотя бы капли слез.
- Как же нам приобрести слезы, отче? Наше сердце черство как камень.
- Нужно сильно любить Христа. Не только из-за будущих благ, но и потому, что Он есть Любовь.
Тот, кто преуспел в духовном, когда падает, не думает о наказании, но мучается душой из-за того, что опечалил Бога.
Не привязывайтесь особо к людям, поскольку они могут проводить нас только до гроба.
Сегодня люди нас любят, а завтра забывают.
Если мы будем сильно привязаны к ним, то что оставим для Бога?
Если будем любить Бога и горячо молиться, то придут и слезы.
Молиться надо со страхом Божиим, а не по привычке.
Надо быть усердным в молитве, и Бог даст умиление.

- Отче, один человек мне нагрубил и меня расстроил, и я чувствую смятение внутри.
- Послушай, продавец зелени приглашает купить то, что есть у него в корзине.
Так и ты: если будешь стараться иметь хорошие мысли, то и исходящие из твоих уст слова будут хороши.
Молись за другого, чтобы его вразумил Господь, ведь если бы он был разумен, то не злословил бы. "Мы, сильные, должны немощи немощных носить".
Молитва смягчит сердце, и ты успокоишься. Ну хорошо, идите, а то меня другие ждут.
- Благодарим, отче. Молитесь о нас.
- Я буду молиться о вас, но знайте, что если вы сами не будете молиться, то Бог не услышит моей молитвы.
Если я позвоню, а вы не возьмете трубку, то кто услышит мой голос?
Вы должны молиться, чтобы Бог услышал мою молитву.

Примиренные и просветленные супруги выходят, а следом за ними входят трое юношей. Старец всех благословляет.
- Как идет духовная жизнь? Будьте внимательны к своим чувствам.
Где бы вы ни были, молитесь. Не смотрите с любопытством по сторонам.
Я, когда иду от Эгины в свою келью, не смотрю ни на окна, ни на двери.
Можно и нехотя что-нибудь увидеть и соблазниться.
Когда идете по дороге, произносите Символ веры или любую другую молитву, и Бог сохранит вас от искушений.

Если кто-нибудь соблазнится вашим поведением, то вы дадите за него ответ в день судный.

Имейте такое жизненное правило: с каким бы человеком вы ни встретились, старайтесь либо получить от него духовную пользу, либо сами его наставить, а в противном случае уходите.

Когда вы чувствуете, что может возникнуть искушение или соблазн, то не раздумывая уходите подальше.
Если вы во время молитвы вспомните меня или кого-нибудь другого, то тотчас прогоняйте это воспоминание, потому что этот человек в эту минуту является вашим величайшим врагом, так как отвлекает вас от молитвы.

Противьтесь злым помыслам, имейте силу их прогнать.
Если вы не делаете того, что вам советует помысел, то это не грех.
Грех - это действие, а не прилог помысла.
Но помыслы становятся нашими страстями, если мы с ними не боремся.

Если вы будете призывать Христа и Богородицу, то скоро освободитесь от злых помыслов.

После какого-нибудь хорошего дела и духовной радости остерегайтесь гордых мыслей, иначе потеряете то, чего достигли, и испытаете сильную брань.
Сатана был изгнан из рая не за какое-нибудь злое дело, а за свою гордость.

Старец ненадолго замолкает, а затем спрашивает:
- Не скажете ли вы мне, что сильнее, огонь или вода?
- Гм, вода, отче, - отвечает один из юношей.
- А если у нас большой костер, погаснет ли он от одного стакана воды?
- Огонь сильнее, - говорит другой.
- Но если маленький огонек, и в него влить банку воды, не погаснет ли он?
- Да, отче.
- Итак, ни вода, ни огонь не сильнее, но их количество.
Так и в духовном: если в нас будет преобладать мирское, то оно заглушит духовное.
Но если ум будет обращен к духовному, то он возобладает над телесным.
Надо подвизаться, чтобы увеличить свою любовь к Богу.
Если не можете приобрести рубль, то приобретите хотя бы копейку.
Добродетели нелегко приобретаются.
Но знайте: если мы быстро стяжали добродетель, то быстро ее и потеряем, а если получили с трудом, то она не уйдет.
Если в духовном вы не будете терпеливы и настойчивы, то быстро сломаетесь и оставите подвиг при первых же трудностях.
Не ожидайте в своей жизни одних радостей.
На жизненном пути встречается больше шипов, чем цветов, поэтому вам необходимо быть крепкими, чтобы ничто вас не поколебало.
Если и все кругом вам препятствует, не бойтесь, лишь бы вы сами были сильными и имели в себе Христа.
Опасность для нас исходит от нас самих, а не от кого другого.

- Отче, как часто нам причащаться?
- Не чаще, чем по разу в неделю.
Когда хотите есть, тогда и ешьте - так и в духовном: когда жаждете Христа, тогда причащайтесь.
Углубляйтесь в смысл молитв перед Причастием, они помогут вам прийти в сокрушение и пролить слезы. Без слез не причащайтесь.

Затем старец приглашает ребят за стол.
- Нет, мы пойдем, - возражают юноши.
- Где ваше послушание? Поедим вместе.
Они идут на кухню, где старица Евпраксия накрыла на стол.

Поев немного, отец Иероним снова наставляет ребят.
- Поешь еще, отче, ведь ты почти ничего не ел, - говорит мать Евпраксия.
- Монахиня, мы еще завтра поедим.
Он был очень воздержан в пище, но всегда был снисходителен к другим, считая, что духовные добродетели важнее телесных.

Старец продолжает:
- Поститесь по силам, в соответствии со своим здоровьем.
Все делайте в меру, только смирение пусть будет у вас чрезмерным.
Питайте ваши тела так, чтобы прожить сто лет, а о душе заботьтесь так, как будто завтра умрете.

Отец Иероним прощается с юношами, а мать Евпраксия уже приглашает в келию двух девушек.
Одна из них рассказывает, как смущают ее помыслы отчаяния.
Старец вразумляет ее:
- Никогда не приходи в отчаяние.
Нет греха, которого бы Бог не простил, поскольку у Него бездна милости и сострадания.
Гордость и отчаяние происходят от диавола.
Как можно отчаиваться, если существует долготерпеливый Господь?
Даже если ты убьешь человека, то не отчаивайся. Скажи: "Боже мой, прости меня".
Отчаяние это великий грех, это неверие.
Держи ум свой во аде, но пусть никогда не возобладает над твоей душой отчаяние.
Один монах, которого сатана смущал помыслами отчаяния, ответил: "Что ты меня пугаешь? Если я и во аде окажусь, то над тобою буду".
Даже и Иуда-предатель спасся бы, если б покаялся.

Настоящее покаяние и сокрушение сердца приносят моментальные результаты.
Вот я смотрю на запад - то есть грешу, - но стоит мне повернуть голову на восток - покаяться, - и я становлюсь праведником.
Давид согрешил, но затем всю жизнь повторял: "Помилуй мя, Боже", - и спасся.
Нет греха, побеждающего милосердие Божие. Сколько бы раз ты ни пала, восстань.
Бог простит тотчас, лишь бы ты искренне покаялась.

Во время их беседы входит мать Евпраксия и сообщает, что пришел один господин со священником.
- Хорошо, пускай немного подождут, - отвечает ей старец, а потом, обращаясь к девушкам, продолжает:
- Я очень устал. Но что делать! Я чувствую себя должником перед всеми.
Я не делаю добра людям, но уповаю, что Бог вменит мне несколько слов, сказанных в назидание, в милостыню.
Ладно, идите, приходите, когда сможете. Бог и Матерь Божия да пребудут с вами.

Девушки уходят, а в келью старца входят двое.
Отец Иероним долго учит их смирению и молитве.
- Бог любит смирение и благословляет смиренного человека вдвойне.
Он каждый день благословляет одной рукой всех людей, а смиренного - двумя руками.
Если наш Христос, нетленный и недомыслимый, облекся в человеческую плоть, то что великого в том, чтобы нам смириться ради нас самих?
Когда тебя осуждают, не отвечай.
Человека, переносящего осуждение, Господь причтет к мученикам.
Во всем уступай, чтобы всегда быть победителем.

Обращаясь к священнику, батюшка говорит:
- Никогда не совершай Литургию, прежде чем помолишься хотя бы полчаса со слезами.

Время приближается к четырем вечера.
Старец прощается с посетителями и зовет в келью пришедших на вечерню.
Несмотря на усталость, он поет на клиросе с глубоким чувством.
У него мелодичный голос, дрожащий от умиления.
Невозможно слушать его без сокрушения о своих грехах, так что слезы невольно выступают на глазах.
Те, кто побывал на его службах, никогда не забудут той возвышенной духовной настроенности, которая царила там. Наконец, старец произносит отпуст.
Все собравшиеся подходят под благословение.
Четверо остаются поговорить с батюшкой.

Тихо звучит его усталый голос:
- Духовная жизнь - это искусство из искусство и наука из наук.
Чтобы познать ее, нужно много подвизаться.
Хотя бы на час в день закрывайтесь в свой комнате и размышляйте о Христе и о своем предназначении.
Уединение необходимо для духовного совершенствования.
Ветер, дующий на улице, нельзя остановить, но можно закрыть дверь.
Итак, закройте двери души и пребывайте в уединении, чтобы вас не увлек ветер.
Нельзя ненавидеть людей: любите их, но и избегайте.
Не ищите частых встреч: пришли - хорошо, что пришли; не пришли - хорошо, что не пришли.
Святые отцы учат: другом да будет тебе один из тысяч.
"Никогда не воздавай злом за зло. Всегда избирай добро.
Если другой дает тебе перец, то ты дай ему мед, говоря: "У меня только это есть, возьми".

Еще несколько посетителей приходит к батюшке.
Около восьми часов он остается один и читает повечерие с акафистом.
Но и ночью мать Евпраксия, проходя мимо кельи старца, слышит слезные молитвы отца Иеронима.

 




Добавить комментарий:
Ваше имя *:

Ваш комментарий:



Введите число на картинке(защита от спама): 

Внимание! Тексты, содержащие ссылки сохранены не будут!


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
 Один день из жизни старца Иеронима | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 16