Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Статьи >> О вере, надежде, любви >> Протоиерей Андрей Ткачев. Нужно испугаться. Жизнь проходит.

Протоиерей Андрей Ткачев. Нужно испугаться. Жизнь проходит.


Читайте также:


На вопросы отвечает настоятель храма преподобного Агапита Печерского Андрей Ткачёв.

О духовных плодах поста

— Как понять, что ты постился не зря?

С одной стороны мы сами себе не судьи.
И мы не знаем себя до конца.
Бывает так, что семя растёт, и прозябает, и плод даёт, а мы не знаем этого — пока оно не пробьётся наверх.
Жизнь зерна под землёй не видна глазу.

Но — с другой стороны мы сознательно, намеренно вступаем в пост, что бы побороть злые привычки, чтобы принести Богу покаянные слёзы.

Вот слёзы — это явный признак, критерий — если были слёзы о грехах — значит, был пост, значит, пост был не даром.
Мы просим слёз у Бога как подарка.
Дай мне слёзы Господи, как жене- грешнице, которая ноги твои омыла.
Пусть скупые, пусть редкие, хотелось бы больше — потому что слёзы о грехах — они утешительные, они радуют, это залог прощения грехов, ощущение что Бог прощает.
Это один из критериев. Есть и другие.
Например, примирение с обидчиками.
Как пишется в писании у апостола Павла:
Принимайте и прощайте друг друга во Христе как и Господь простил вас.
Если мы начали разговор с теми, кого мы не принимали до поста, если было таинство примирения хотя бы с одним из ближних — это тоже ощутимый плод поста.

Вот такие глубокие духовно-нравственные события — они являются плодом поста.
В конечном итоге, плод духовный есть радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

— Один священник сказал — верным признаком того, что ты правильно постишься есть то, что ты каждый пост проходишь более жёстко, всё больше ограничивая себя. Вы согласны?

— Абсолютно. На сто процентов.
Я считаю, что человек по мере углубления в традицию и постижения веры должен максимально быть строгим к себе.
Я бы тут назвал три составные вещи, которые неразрывны: Строгость к себе. Милосердие к ближним. И страх к Богу.
Вычленение любого компонента из этих трёх ведёт к диспропорции, дисбалансу, уродству духовной жизни.

Если ты строг к себе, но не милостив к ближним — это страшная, скобческая строгость, которая будет вредить окружающим, и тебе тоже.

Если ты милостив к ближним, но не строг к себе — ты грехолюбец.
То есть упущение любого из этих трёх компонентов ведёт к искривлению духовной жизни или её отсутствию.

— Существует точка зрения, что пост для человека, который проходит его на совесть, должен быть тяжёлым духовно. Это так?

— Мы каждый раз, пройдя пост, по совести признаёмся, что мы его ещё и не начали.
И вступая в него с максимальной степенью напряжённости, как борцы на древних аренах, намазавшиеся маслом— мы закачиваем бой и чувствуем, что опять у нас не получилось. Хотя мы каждый раз пытаемся ужесточить себе пост.
Но каждый раз выходим из поста с чувством, что мы его ещё не начали.

Когда мы постимся, у нас поднимается со дна сердца всякая муть.
Мы этот улей приводим в движение, и всё, что спит на дне сердца поднимается, актуализируется, и вместо того, чтобы ты наслаждался запахом фиалок в райском саду — ты видишь перед собой свои собственные гадости.
Если этого нет — то поста тоже нет. Кто этого не видел, кто этого не знает — тоже ещё не постился.

Вообще, чувство неудачи — это вечное чувство христианина.
И как говорил Тихон Задонский — путь христианина в рай — это не путь от триумфа к триумфу, а путь от поражения к поражению.
И именно так человек идёт в рай.
То есть, имея твёрдую задачу спасти свою душу и Богу угодить, он постоянно чувствует внутренние поражения.

В фильме «Семь самураев» Акиры Курасавы самый искусный самурай говорит — у меня есть большой опыт проигранных сражений.
Хороший христианин может эти самурайские слова повторить.

— Насколько важно осознать в пост, что господь наш Иисус Христос распялся на кресте за меня?

— Только это и важно. Всё остальное, пожалуй, это уже производные вещи, или подводящие к этому, или рождающиеся от этого.
Христос пришёл в мир и распялся за меня, потерпел за меня, без всякой нужды для себя лично — жуткие страдания и великий позор.
Когда проникает эта мысль в его сердце — человек начинает плакать.
Он начинает рыдать. Искать уединения. Он хочет побыть одному, чтобы порыдать с этой мыслью наедине. Собственно, отсюда родилось монашество.

— Освящение пасок, продуктов на Пасху — это традиция или таинство. Имеют ли эти освящённые продукты какую то особую силу. Как святая вода, например.

Это не таинство, это обряд. И одна из составных частей той боли пастырской, которая есть в сердце верующего пастыря — это боль, проистекающая от понимания, что людям нужна эта священная еда больше, чем всё остальное.

Там где будут окроплять колбасы всякие, или яблоки и сливы, там будет максимальное скопление людей.
А там, где будет читаться Евангелие и совершаться покаянные молитвы — там будет их меньше.

Это боль нашего сердца.
Мы упустили паству на каком то этапе. Очень давно её упустили. Несколько столетий назад.
И мы сегодня стоим перед задачей вернуть людей к духовной пище.
Как некоторые ходили за Христом после насыщения 5000 пятью хлебами.
И Христос им сказал — вы ходите за мной, ищете меня, потому что вы ели хлеб и насытились.
Ищите больше хлеба, который идёт в жизнь вечную, т.е. пищу духовную.

Если мы паству свою не вернём от этих продуктов освящённых, от этих колбас, в которых время от времени торчит бутылка с водкой — мы потеряем свою паству.
Поэтому не нужно зацикливаться на всех этих штучках — они приятны, красивы, но их действие очень ограничено временными и смысловыми рамками.
У церкви есть очень много важного и полезного, чем можно заняться постоянно.

— Бывает так, что человек приходит в Церковь только на Пасху и понимает, что он очень много потерял. Как наверстать?

— Нужно испугаться. Жизнь проходит.
И если человек приходит к службе только к концу на молитву заамвонную: Благославляю благословящих тя, Господи...
Или он приходит в Церковь только к Пасхе, то нужно понимать, что рано или поздно ему придётся покинуть этот мир.
А боль будущего ушествия из мира заключается именно в том чувстве, что ты видишь, что ты мог бы быть на небе. А тебя там нет.
То есть грех — амортия по гречески — это непопадание, это промашка. Ты стрелял мимо.
У тебя есть царский чертог, у тебя есть твоё место в царском чертоге, но оно пустое и тебя там нет.
Это и есть боль и страх страшного суда. Это и есть страх смерти.
Я мог быть другим. Но не был.

И время утекает — оно лукавое.
Апостол Павел говорит — искупайте время, ибо дни лукавы.
Поэтому я бы желал всем, покуда мы живы — не тянуть.
Эти наслоения греха нужно с себя сбрасывать, нужно снимать с себя эту кожу, если уже и Пасха наступила, и пост прошёл.
Потому что Пасха наша — это Христос.
Это не печёный ягнёнок как у евреев, не горькие травы, не опресноки, это не выход из Египта.
Наша Пасха — это Господь Иисус Христос, воскресший их мертвых.
И каждый раз, когда мы служим литургию и причащаемся, мы совершаем некую Пасху.
Поэтому, покуда храмы открыты — бегом в храм, со слезами, с верой, молитвой.
Пора заниматься душой. Смерть за плечами, сколько будем ждать.

— Пост закончен, можно всё есть и пить, даже в среду и пятницу. Как сберечь духовные плоди поста?

— Очень трудно. Они, как правило, губятся все напрочь.
Как выжженная земля — душа человека бывает в праздники.
Самое жестокое время для человека — это праздники. Когда тяжело — человек лучше.
Лот в Содоме был праведником. За пределами Содома в пьяном виде дважды спал с дочерьми, не помня этого.

Когда всё плохо — на самом деле всё хорошо.
А когда всё хорошо — на самом деле всё очень плохо.
Поэтому хуже всего христиане ведут себя в дни праздников.
Цепь, ограничитель некий ослабляется, и в это время они губят очень легко всё то, что может быть накопили за период поста.
Поэтому — дай нам Господи в скорбях — терпение, а в радости — воздержание.

— Одни говорят — радуйтесь. Другие — ограничивайте себя. Противоречие?

— А есть псалом такой. Он поётся на всенощной: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся ему с трепетом.
Радоваться Богу нужно, не покидая трепета.
Есть в другом псалме такие слова: Да возвеселится сердце мое боятися имени твоего. Противоречие.
Ну как это, на первый взгляд, как моё сердце будет веселиться что я боюсь твоего имени?
А на самом деле это факт духовной жизни.
Когда человек боится Бога, боится хорошим страхом, чистым, благоговейным страхом, то сердце радуется в это время.

Нужно не забывать Бога посреди радости.
Иначе год за годом мы будем истреблять свои плоды. Это очень печально.
Римляне говорили — умеешь побеждать Ганнибал. Но не умеешь пользоваться победой.
Ганнибал бил римлян в пух и прах. Но, в конце концов проиграл.
Потому что побеждать в сражениях умел. А войну выиграть не умел.
Вот и мы бывает так — сражение выиграем. Войну проиграем.

Беседовал Александр Иваницкий. www.molodost.in.ua


Обсуждение статьи:
   Ольга 21,12,15 21.12.2015 11:43:
Спасибо Господу, что привел меня к знакомству с о. Андреем.Читаю, слушаю,ни чьи слова так не трогают душу и ум, как слова о Андрея. Слава Богу за все!
   Денис 06.04.2015 13:12:
Вы моя вода. И вы мой свет ко Христу.
   Ирина 30.12.2014 02:52:
Низкий поклон, отец АНДРЕЙ! Ваши проповеди укрепляют, просвещают, поучают, наставляют.
   Наталья 22.09.2014 21:44:
Спаси Вас Господи! Читая Ваши проповеди чувствую себя великой грешницей.
   Ксения 15.06.2014 21:00:
Дорогой отец Андрей, благодарю Вас за Вашу книгу рассказов! Я очень страдаю из-за войны на Украине и молюсь за всех ее жителей и возвращении мира!!!
   Ольга 09.04.2014 18:03:
Дорогой о. Андрей! Спаси Господи Вас за Ваши проповеди, книги. Их хочется слушать и читать, они доходят до сердца. Помощи Божией Вам, здоровья, и очень жду Новых Ваших книг. Всего доброго Вам и Вашей семье.
   Наталия 31.01.2014 23:36:
Спаси Господи, отче, Вас за Ваши труды! Всё, что слышу в Ваших проповедях или выступлениях, либо читаю - ВСЁ важно для меня, всё даёт пищу к размышлениям, действиям, и очень укрепляет. Мнгия и благая Вам лета и спасения души!
   Галина 14.12.2013 01:11:
Отец Андрей, низкий поклон Вам за Ваши труды. Ведь должен же у нас быть человек, которому доверяешь. Не может человек жить, утратив все авторитеты и разуверившись. И слова Ваши понятны, и искренность в них. Сил Вам и Божьей помощи в добрых делах.
   Юлия 17.11.2013 20:01:
Ни чего более умного и простого не читала в жизни! Спаси Господи Вас!
   Татьяна 04.11.2013 20:51:
Низкий поклон отцу Андрею за утоление духовной жажды. Люди!Пожалуйста, послушайте и услышьте ЧТО и КАК он говорит.Он чистит наши души, как авгиевы конюшни.\"СВЕТИЛЬНИК СВЕТИЛ, И ТРОПА РАСШИРЯЛАСЬ.\"
   Владимир 06.03.2013 19:16:
Слава ГОСПОДУ за Ваш труд на ниве ГОСПОДНЕЙ слушаем смотрим читаем ежедневно всей семьей советуем знакомым укрепляет обличает слава Богу дай нам ГОСПОДИ подтверждать нашу веру делами ибо вера без дел мертва прошу не выносите приговор другой церкви или конфессии ибо один у нас судья ГОСПОДЬ не отталкивайте людей ваш брат во ХРИСТЕ
   татьяна 23.01.2013 14:25:
Удивительна тайна мироздания, мало очень мало таких людей как О. Андрей
Его деятельность не архи необходима, она как эфир, окружающий нас
   Светлана 31.05.2012 20:44:
Спасибо!
   ольга 29.04.2012 01:41:
здоровья и благодати Андрею Ткачеву Ведь он даже не подозревает сколько людей его передачи слушают и читают в интернете и Он выполняетважную миссию миссию просвещения Протоирей Ткачев просто необходим многим людям
   александр 17.03.2012 17:14:
всегда с большим интересом слушал отца Андрея.Очень умный, грамотный священник.есть и другие передачи с представителями церкви, но никаких положительных эмоций у меня лично они не вызывали.Однако не во всем могу согласиться и с уважаемым отцом Андреем. Всё вроде правильно он говорит, но... Запомнилась одна из его недавних проповедей о власти.мы не должны \"гавкать\" на власть. они такие же как и мы ,грешные.Слава богу, что не помазанники божие.а такие же, со слабостями.не согласен.во первых, я не собака,чтоб на власть гавкать.во-вторых, во власть не лезу не настолько честолюбив,понимаю эту работу как огромную тяжесть и ответственность. но сколько лезут туда чтобы только нажиться. не для блага всех, но корысти ради. и на таких не \"гавкать\",с таких не спрашивать?сомнительная позиция церкви.
Да, мы не совсем хорошо представляем жизнь рядового священника. с тяжелыми буднями,всенощными и ежедневными.(к \"священники и мерседесы\")уверен, что труд этот очень нелегок, если ему отдаваться всей душой, как положено. но на мерседесах (или на чем там) мы видим по тв первых лиц церкви. и любви к ближним своим - тем же журналистам, пытающимся прорваться к этим лицам я у этих лиц никогда не видел.скорее наоборот.явно ведь видно и слышно.и эти люди хотят послушания и смирения от нас.смешно.
церковь потеряла паству, говорит о.А.. Найдите её.через хорошие дела. Не стройте ещё одну церковь в зоне отдыха, а бросьте клич всему миру православному по всем храмам своим- давайте соберем денежки на строительство больницы вместо той, что в к.-п. лавре. поставим в каждом храме лишний коробок для пожертвований -на больницу, в проповедях призовем на благое дело не пожалеть копеечку или миллиончик. создадим комитет по контролю за использованием собранного.
или не дело это церкви - поднять народ на благое дело, пробудить его лучшие стороны? проще доказывать что существующее помещение больницы-наше, церковное. вот ведь как авторитет церкви \"расти\" будет от такого приобретения. много еще вопросов можно задать отцу Андрею.
С его бы согласия да благословления. а действительно умного священника всегда хочется послушать.
всего вам самого доброго.
   Наталья 25.01.2012 01:20:
Всегда с нетерпением ждала на "Эре ФМ" по пятницам ночных передач с о. Андреем. Почему они пропали?
   наташа 11.11.2011 11:06:
Когда будет радиопередача на радио Эра с Андреем Ткачевым \"Дорога будет легче\"
   lfskina.55ktyf 30.10.2011 16:04:
Слава Богу за все.Спаси Господи.
   Ксения 15.09.2011 11:18:
Слава Богу за всё!И вам, отец Андрей,спасибо. Чудный слог вам Богом дан.Когда я встречаю ваши тексты,то почти всегда узнаю их по тому,как понятно, до ума и до сердца они доходят.Они "съедобны и легкоусваиваемы"вот только от слов к делу тяжело переходить.Будем молиться беспредельному милосердию Божьему об укреплении душевных и телесных сил.Спаси Господи!
   Ксения 15.09.2011 11:14:
Слава Богу за всё!И вам, отец Андрей,спасибо. Чудный слог вам Богом дан.Когда я встречаю ваши тексты,то почти всегда узнаю их по тому,как понятно, до ума и до сердца они доходят.Они "съедобны и легкоусваиваемы"вот только от слов к делу тяжело переходить.Будем молиться беспредельному милосердию Божьему об укреплении душевных и телесных сил.Спаси Господи!
   Елена 05.09.2011 03:33:
читая множество духовных книг.прихожу к мысли \мне нужна молитва.святое Евангелие и литургия за которой я могу причастится.спаси вас Господи!
   света 31.05.2011 22:23:
все время в слезах радости мое сердце хочет молиться за о.Андрея.Дай нам,Боже,таких священников побольше.
   Манефа 02.05.2011 20:34:
Читая проповеди о.Андрея, непременно комок в горле,или слезы на глазах
Каждое сказанное им слово- глоток чистого воздуха, вздох о своем невежестве и ограниченности в понимании жизни и вокруг происходящего.
   Леоид 22.03.2011 20:59:
Всякий раз читая всё , о чём пишет Андрей Ткачёв ,удивляешься и восхищаешься его познанием духовного мира . Согласен со всем написанным .


Добавить комментарий:
Ваше имя *:

Ваш комментарий:



Введите число на картинке(защита от спама): 

Внимание! Тексты, содержащие ссылки сохранены не будут!


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Протоиерей Андрей Ткачев. Нужно испугаться. Жизнь проходит. | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 13