
При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся
с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое
в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать Его
на этой трапезе.
Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после
того, как нашёл идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора,
он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа
и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько
набросков и этюдов.
Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако
Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды.
Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя,
чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И
вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося
в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего,
грязного, пьяного и оборванного.
Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим
помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги.
Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал
на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало
его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже
немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно
и вскричал в испуге и тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
— Три года назад, еще до того, как я всё потерял. В ту пору,
когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна радости, какой-то
художник написал с меня Христа.