“Святии
мученицы
молитеся ко Господу
спастися душам нашим”
Молодые годы наполнены великими взлетами и падениями, безудержными
исканиями сотаинника в этом бурном море жизни, с которым можно
было бы провести всю свою жизнь в мире и согласии, для достижения
христианского совершенства и умножения рода человеческого.
В это время юноша и девушка много посвящают друг другу времени,
стараясь в общении открыть сокровенные тайники собственных душ.
Часто бывают на природе, и через чудесную гармонию мироздания
стараются рассмотреть Десницу Невидимого Творца. Также с особым
стремлением сердца прибегают к Святыням, посещая разные монастыри
и храмы. И каждая встреча приносит в душу покой и веселие сердца.
Все невзгоды и печали кажутся каким-то неприятным сновидением,
которое исчезает как туман. Открытость душ и сердец настолько
кажутся прочными, что заставляет забывать о всяких неприятностях
приносимых друг другу…
В таких безгрешных отношениях молодых сердец Церковь не видит
ничего достойного укора или осуждения, и поэтому радуется вместе
с ними.
Но она, как любящая мать, помогает предать этим отношениям чистоту
и святость.
Научая их многовековому опыту духовного роста и совершенствования,
устремляет их на высоту добродетелей, чтобы они стали достойными
чадами света. «Будьте кротки, - обращается Она
к нам словами Спасителя, - как голуби, и осторожны (дословный
перевод с греческого оригинала – прим. авт.) как змеи» (Мтф. Х,
17).
Да-да, именно осторожны и предусмотрительны во всех своих поступках
и намерениях. А тем более, когда речь идет об отношениях между двумя
молодыми сердцами, которые наполнены возвышенных чувств и переживаний
доселе им незнакомых.
Многие отцы и учителя Церкви научали нас тому, чтобы мы непрестанно
стремились к познанию Бога и самих себя, ибо к этому призван всякий
христианин:
«да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса
Христа» (Иоанн ХVII,3).
Познать Бога в библейской терминологии означает ни что иное как
приобщиться Ему:
«вам дарованы драгоценные обетования, дабы вы через них сделались
причастниками божеского естества»(2 Петр. І, 4).
А познать Иисуса Христа означает ни что иное как увидеть во всей
полноте истинного Человека – нового Адама.
Для того, чтобы стать достойными наследниками дарованных нам обетований,
необходимо преложить немало усилий:
«так и вы, прилагая к сему (т.е. к дарованному обетованию – прим.
авт.) все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели
рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании
терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии
любовь» (2 Петр. І,5)
Но очень часто, трудясь над исполнением заповедей Христовых,
молодой человек или девушка готовы со скорбью признаться вместе
с апостолом Павлом:
«…не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание
добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго,
которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу делаю. Если
делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех…
в членах моих вижу иной закон, противящийся закону ума моего и
делающий мена пленником закона греховного, находящегося в членах
моих. Бедный я человек! Кто избавит мена от сего тела смерти?…
Итак тот же самый я умом служу закону Божию, а плотию закону греха.»
(Рим. VII, 18-25).
И тем не менее, такое смиренное осознание своей немощи может помочь
пробудить в их молодом сердце неудержимое стремлении к Богу, к общению
с Ним. А такое стремление способно внести живую струю в юную душу,
давая ей силы ободриться и придать своим действиям характер соразмеренности
и целеустремленности, сдержанности и обдуманности, искренности и
правдивости.
И тогда молодой человек (или девушка) в своей избраннице (избраннике)
сможет увидеть как достоинства так и недостатки, а не надуманный
идеал, что может в любой момент рассыпаться о стену человеческой
гордыни.
Увидев себя такими какие они есть на самом деле, молодые люди
в простоте сердца примут друг от друга как радость так и скорбь,
потому что в их сознании уже укоренится понимание того, что «ність
человіка, иже жив будет і не согрішит» (слова молитвы из заупокойной
службы – прим. авт.).
Ну а пребывая в таком просветленном состоянии ума и сердца, молодые
люди с радостью откликнутся на призыв Божественной премудрости,
говорящей:
«любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет
своего, не раздражается … все покрывает, всему верит… все переносит…
любовь никогда не перестает » (1Кор. ХІІІ,4-8),
«…любовь покрывает множество грехов» (1Петр. IV,8).
И эти слова уже будут звучать для них не как «холодные» нормы закона,
нарушение которых влечет лишь наказание, а как условие духовной
жизни, без исполнение которого вообще не может идти речь ни о каком
духовном развитии и исправлении человеческих недостатков.
«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание
и всю веру, так что могу горы переставлять, а не имею любви, - то
я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение,
а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. ХІІІ, 2-3).
Искреннее стремление к тому, чтобы воплотить эти слова в жизнь,
позволит молодым людям задать правильный ритм своим взаимоотношениям,
предать им смысл и высокое значение, а также поможет им усвоить
кардинальное различие между евангельским и мирским пониманием любви:
в евангельском понимании любить («агапі»- греческое слово – прим.
авт.) – значит жертвовать собой,
а для мирского понимании любить («эрос» - греческое слово - прим.
авт.) – значит приятно использовать объект любви.
И тогда может быть они согласятся с тем, что лишь в свете любви
Христовой, знающей как немощи человека так и его величие, возможно
серьезное осознание тайны Христианского Брака.
Величие этой тайны пытался раскрыть в своих записках священник
Александр Ельчанинов:
«Ни мужчина, ни тем более женщина, не имеют в браке
друг перед другом абсолютной власти. Насилие над волей другого,
хотя бы во имя любви, убивает саму любовь; а тогда— вопрос: надо
ли подчиняться такому насилию, раз в нем опасность для самого
дорогого человека? Бесконечное количество несчастных браков именно
от того, что каждая сторона считает себя собственником того, кого
любит. Почти все трудности брака — отсюда.
Величайшая мудрость брака — дать полную свободу тому, кого любишь:
брак наш земной — подобие брака небесного (Христос и Церковь),
а там полная свобода»…
Преданность же истине поможет воспитать будущих членов семьи
таким образом, что каждый будет на своем месте: жена будет смиренной
и покорной мужу, а муж любящим свою жену и относясь к ней как
к немощному сосуду, отдавая ей должное почтение.
И такая симфония человеческих взаимоотношений уже сможет явиться
настоящим проповедником великой любви Божией, которая открылась
нам в Единородном Сыне, дабы привлекать всех к вечному Царству
света.
Бойко Максим,
воспитанник І класса КДС
|