Только один раз в году, на Страстной седмице,
верующие молятся перед этим образом.
Как трогательно, проникновенно поётся в ирмосе 9-й песни канона
Великой Субботы, созданном великим песнопевцем Церкви Косьмою
Маюмским:
"Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе,
Его же во чреве без семене зачала еси Сына:
востану бо и прославлюся,
и вознесу со славою непристанно, яко Бог,
верою и любовию Тя величающия".
Именно момент между смертью на Кресте и Воскресением и изображён
на иконе.
Обнажённое тело Спасителя на половину погружено в гроб - почему
наполовину?
Потому что смерть не объяла Его, но, наткнувшись на безгрешного
Человека, сокрушила своё оружие, и вместе со святителем Иоанном
Златоустым мы воспеваем:
"Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос,
и нет ни единого во гробе!"

А
ещё Тело во гробе символизирует Чашу Причастия с телом Воскресшего
Спасителя.
Господь приопустил голову: душа Его сошла во ад, разрушив врата
его, и изводит оттуда праведников.
Это сошествие показано на
иконе Воскресения
Господня, где Христос сходит подобно молнии (одежды
его развеваются), в кровавом платье (словно бы он топтал виноград
в точиле, но это не вино, а Его собственная кровь).
И Он властно тянет Адама за запястье слабой, безвольной руки,
потому что тот так ослаб в Шеоле, что сам не может держаться
за спасающую руку Христа.
Под ногами Христа -
разрушенные двери ада, сложенные
крест-накрест.
Вот на
это опущены глаза Христа.
А на иконе "Не рыдай Мене, Мати" Руки Христа сложены
крест-накрест: это образ абсолютного смирения перед лицом кровавой
Жертвы, и тот жест, который мы совершаем, подходя к Причастию:
теперь же нам надлежит причащаться воскресшим Христом.
За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.
Они призваны символизировать,
какой ценой было совершено
наше спасение.
Справа от Христа стоит оплакивающая Его Богородица.
Богородица всегда появляется в иконе, когда необходимо показать
реальное вочеловечивание Христа.
Она есть и в Благовещении, и в Рождестве и в Сретении…, но там,
где надлежит подчеркнуть Его Божест-венную сущность, например,
Крещение или Преображение, иконописец не пишет Её.
Вот и здесь она представлена как живой свидетель реальных страданий
Богочеловека.
Безмерно скорбит Мать о Сыне своём, и эта скорбь на лице, и
обнимает Она Своего Сына умершего...
Пусть и упокоившийся, Христос остаётся тем столпом, на котором
держится вся вселенная.
Он есть Истина, и всё в иконе направлено, чтобы указать на Него.
Он не сломан смертью, в нём уже
совершается
пасхальное преображение.