Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта

Не рыдай мене, Мати

Не рыдай Мене, Мати
Читайте также:

 

Только один раз в году, на Страстной седмице, верующие молятся перед этим образом.
Как трогательно, проникновенно поётся в ирмосе 9-й песни канона Великой Субботы, созданном великим песнопевцем Церкви Косьмою Маюмским:

"Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе,
Его же во чреве без семене зачала еси Сына:
востану бо и прославлюся,
и вознесу со славою непристанно, яко Бог,
верою и любовию Тя величающия
".
Именно момент между смертью на Кресте и Воскресением и изображён на иконе.
Обнажённое тело Спасителя на половину погружено в гроб - почему наполовину?
Потому что смерть не объяла Его, но, наткнувшись на безгрешного Человека, сокрушила своё оружие, и вместе со святителем Иоанном Златоустым мы воспеваем:
"Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и нет ни единого во гробе!"

Икона Воскресения ГосподняА ещё Тело во гробе символизирует Чашу Причастия с телом Воскресшего Спасителя.
Господь приопустил голову: душа Его сошла во ад, разрушив врата его, и изводит оттуда праведников.

Это сошествие показано на иконе Воскресения Господня, где Христос сходит подобно молнии (одежды его развеваются), в кровавом платье (словно бы он топтал виноград в точиле, но это не вино, а Его собственная кровь).
И Он властно тянет Адама за запястье слабой, безвольной руки, потому что тот так ослаб в Шеоле, что сам не может держаться за спасающую руку Христа.

Под ногами Христа - разрушенные двери ада, сложенные крест-накрест.
Вот на это опущены глаза Христа.

А на иконе "Не рыдай Мене, Мати" Руки Христа сложены крест-накрест: это образ абсолютного смирения перед лицом кровавой Жертвы, и тот жест, который мы совершаем, подходя к Причастию: теперь же нам надлежит причащаться воскресшим Христом.

За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.
Они призваны символизировать, какой ценой было совершено наше спасение.

Справа от Христа стоит оплакивающая Его Богородица.
Богородица всегда появляется в иконе, когда необходимо показать реальное вочеловечивание Христа.
Она есть и в Благовещении, и в Рождестве и в Сретении…, но там, где надлежит подчеркнуть Его Божест-венную сущность, например, Крещение или Преображение, иконописец не пишет Её.
Вот и здесь она представлена как живой свидетель реальных страданий Богочеловека.
Безмерно скорбит Мать о Сыне своём, и эта скорбь на лице, и обнимает Она Своего Сына умершего...

Пусть и упокоившийся, Христос остаётся тем столпом, на котором держится вся вселенная.
Он есть Истина, и всё в иконе направлено, чтобы указать на Него.
Он не сломан смертью, в нём уже совершается пасхальное преображение.


По материалам работы М.Ю.Бакулина

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 21