|
|
На
родине её считают покровительницей… бабушек, хотя
святая Людмила дожила всего лишь до 60 лет, и внуков у неё
было не очень много.
Одного из них - будущего князя Вацлава (мученика Вячеслава)
она вырастила и воспитала ради мученического венца.
Святая мученица благоверная княгиня Людмила Чешская жила
всего на полвека раньше нашей равноапостольной Ольги. Очень
многое объединяет двух княгинь.
Достоверно неизвестны их происхождение и точная дата рождения.
Обе стали христианками в зрелом возрасте, намного пережили
своих мужей, правили за малолетних детей, с которыми не
нашли общего языка, но зато смогли оказать благое влияние
на внуков.
|
О детстве Людмилы неизвестно ничего.
Примерно в 874 г. по политическим соображениям она была выдана
замуж за князя Борживоя I.
Этот брак фактически положил начало постепенному процессу объединения
в единую нацию многочисленных родственных племен, населявших земли,
известные под общим названием Богемия. Надо сказать, что Борживой
и Людмила были первыми правителями династии Пршемысловичей, упоминаемыми
в письменных источниках, и они же стали
первыми христианскими
правителями Чехии.
Супруги приняли святое крещение от равноапостольного Мефодия не
позднее 885 г.
В главном городе их княжества Леви-Градце ими был заложен первый
в Чехии христианский храм - церковь св. Климента.
Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько
дочерей и двоих малолетних сыновей. Это был критический момент
для чехов: поведи себя Людмила, фактически принявшая власть, неправильно
- и существование династии Пршемысловичей закончилось бы.
За несколько лет своего регентства Людмила совершила еще одну
крайне важную вещь: сохранила в Чехии славянское богослужение.
После смерти святого Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии,
вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако
стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава) в Чехии
сохранялось определенное религиозное равновесие.
Славянское богослужение в Чехии продолжалось до начала XII в.,
и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл
Эмаусский монастырь, где служили "на слованех".
После смерти старшего сына на трон взошел Вратислав, человек добрый
и религиозный, но слабохарактерный, во всём потакавший своей властолюбивой,
жестокой и необузданной в своих желаниях жене - язычнице Драгомире,
принявшей крещение формально. Именно поэтому Вратислав поручил
воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира
была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава,
будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию.
Вратислав умер молодым, сыновья его были ещё слишком малы, и до
совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих
княжеских вдов.
Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды
правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин.
Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства
и благотворительность. Свои личные средства Людмила тратила на
помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство
новых церквей.
Любовь народа к Людмиле и её влияние на Вацлава настолько раздражали
Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови - хотя с политической
точки зрения Людмила ей ничем не угрожала.
В ночь на 16 сентября 921 г. подосланные Драгомирой убийцы ворвались
в дом Людмилы и задушили её. Латинские источники упоминают в качестве
орудия убийства веревку, однако на иконах святая Людмила чаще
всего изображается с головным убором (ушев или повой), которым,
по источникам славянским, и была задушена.
Дело в том, что убийство женщины, сопровождавшееся срыванием с
неё головного убора, а тем более этим самым головным убором считалось
у славян крайне унизительным - что и нужно было Драгомире.
Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города - ещё
одно унижение.
Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажжённая
свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой
лежала княгиня.
Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу,
в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была при-строена
специальная часовня.
Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам
у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации
церковь требовала чуда "официального".
В 1100 г. было предложено проверить святость Людмилы. На покрывале,
снятом с мощей, провели испытание огнём. Свидетели подтвердили,
что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была
прославлена в лике святых.
После пожара в середине XII в. недобросовестный немецкий архитектор,
занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию
и распродал часть мощей.
Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при
загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи
мученицы в Прагу.
В конце XIV в. над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие
с изваянием святой.
Святая Людмила почиталась одной из покровительниц чешской земли,
однако в настоящее время это имя, такое распространенное в России,
стало здесь редким.
Современная Чехия позиционирует себя как светское государство.
Базилика св. Йиржи является музеем, а часовня св. Людмилы закрыта
решёткой и открывается только раз в году, в день памяти святой
- во время совершения католической мессы.
Не так давно и с огромным трудом представители Чешской Православной
Церкви добились разрешения проводить литургию и читать акафист
святой в день ее памяти по юлианскому календарю. Но простому паломнику
помолиться у раки святой почти невозможно.
Святая мученице Людмило, моли Бога о нас!
по материалам Интернета