Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 111 сентябрь 2011 г. >> 29 сентября – память мчц. Людмилы Чешской

29 сентября – память мчц. Людмилы Чешской

Cвятитель Феодосий Черниговский  
На родине её считают покровительницей… бабушек, хотя святая Людмила дожила всего лишь до 60 лет, и внуков у неё было не очень много.
Одного из них - будущего князя Вацлава (мученика Вячеслава) она вырастила и воспитала ради мученического венца.

Святая мученица благоверная княгиня Людмила Чешская жила всего на полвека раньше нашей равноапостольной Ольги. Очень многое объединяет двух княгинь.
Достоверно неизвестны их происхождение и точная дата рождения. Обе стали христианками в зрелом возрасте, намного пережили своих мужей, правили за малолетних детей, с которыми не нашли общего языка, но зато смогли оказать благое влияние на внуков.
О детстве Людмилы неизвестно ничего.
Примерно в 874 г. по политическим соображениям она была выдана замуж за князя Борживоя I.
Этот брак фактически положил начало постепенному процессу объединения в единую нацию многочисленных родственных племен, населявших земли, известные под общим названием Богемия. Надо сказать, что Борживой и Людмила были первыми правителями династии Пршемысловичей, упоминаемыми в письменных источниках, и они же стали первыми христианскими правителями Чехии.

Супруги приняли святое крещение от равноапостольного Мефодия не позднее 885 г.
В главном городе их княжества Леви-Градце ими был заложен первый в Чехии христианский храм - церковь св. Климента.
Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей. Это был критический момент для чехов: поведи себя Людмила, фактически принявшая власть, неправильно - и существование династии Пршемысловичей закончилось бы.

За несколько лет своего регентства Людмила совершила еще одну крайне важную вещь: сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава) в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие.
Славянское богослужение в Чехии продолжалось до начала XII в., и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили "на слованех".

После смерти старшего сына на трон взошел Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всём потакавший своей властолюбивой, жестокой и необузданной в своих желаниях жене - язычнице Драгомире, принявшей крещение формально. Именно поэтому Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава, будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию. Вратислав умер молодым, сыновья его были ещё слишком малы, и до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов.
Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин. Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства и благотворительность. Свои личные средства Людмила тратила на помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство новых церквей.

Любовь народа к Людмиле и её влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови - хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала.
В ночь на 16 сентября 921 г. подосланные Драгомирой убийцы ворвались в дом Людмилы и задушили её. Латинские источники упоминают в качестве орудия убийства веревку, однако на иконах святая Людмила чаще всего изображается с головным убором (ушев или повой), которым, по источникам славянским, и была задушена.
Дело в том, что убийство женщины, сопровождавшееся срыванием с неё головного убора, а тем более этим самым головным убором считалось у славян крайне унизительным - что и нужно было Драгомире.

Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города - ещё одно унижение.
Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажжённая свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня.
Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была при-строена специальная часовня.
Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда "официального".

В 1100 г. было предложено проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнём. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была прославлена в лике святых.

После пожара в середине XII в. недобросовестный немецкий архитектор, занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию и распродал часть мощей.
Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи мученицы в Прагу.
В конце XIV в. над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие с изваянием святой.

Святая Людмила почиталась одной из покровительниц чешской земли, однако в настоящее время это имя, такое распространенное в России, стало здесь редким.
Современная Чехия позиционирует себя как светское государство. Базилика св. Йиржи является музеем, а часовня св. Людмилы закрыта решёткой и открывается только раз в году, в день памяти святой - во время совершения католической мессы.

Не так давно и с огромным трудом представители Чешской Православной Церкви добились разрешения проводить литургию и читать акафист святой в день ее памяти по юлианскому календарю. Но простому паломнику помолиться у раки святой почти невозможно.

Святая мученице Людмило, моли Бога о нас!
по материалам Интернета



Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 13