Официально Евпатории 2500 лет, но первые поселения греков возникли на этом месте во время Великой колонизации, когда древни греки расселялись из своего Отечества по берегам Средиземного и Чёрного морей.
Керкинитида – так назывался первый город, основанный выходцами из Ионии в в VI веке до Р.Х.
Скифы, ост-готы, гунны, хазары, печенеги, половцы, монголы… – представители различных культур оставили свой след в истории Керкинитиды.
Потомками хазар являются караимы – пожалуй, самая влиятельная народность Евпатории, внесшая огромный вклад в строительство, развитие, уклад, защиту города.
Сегодня Евпатория – столица караимской народности, во многом определяющей её облик.
«Караим» переводится как «читающий Священное Писание».
Не по территории или отличительным чертам названы они, а по их отношению к вере.
Караимы приняли Пятикнижие Моисея – Тору, Толмуд же отвергли и в остальном к иудаизму отношения не имеют.
Это подтвердилось Указом императрицы Екатерины II, изданном при присоединении Крыма к России в 1783 году, когда караимы не были обложены двойным налогом, как это происходило в Российской империи с иудеями.
В Киеве до революции тоже существовала довольно крупная караимская община.
Свидетельство тому – добротное здание бывшей кенáсы: караимского молитвенного дома на Ярославовом Валу (ныне Дом актёра, ранее кинотеатр «Заря»).
Попали же караимы в Киев в XIV-XV веках, когда великий князь литовский Витовт вывез из Крыма 400 караимских семей в Литву, в Тракай; часть из них по дороге осела в Киеве, Луцке и Галиче, входивших тогда в Польско-Литовское княжество.
В 1475 году Крым захватила Турция.
Керкинитида превращается в Гёзлёв.
За три века произошло многое: утвердилось мусульманство (так, мечеть Джума-Джали – крупный магометанский храм и культурный центр не только в масштабах Крыма) и образовалась народность крымские татары; укрепилась караимская община; выделилась народность «крымчаки» – жители Крыма, принявшие иудаизм (во время Второй мировой войны по приказу Гитлера они были истреблены, в настоящее время в Евпатории их наберётся едва ли десяток).
Евпатория была вторым по величине (после Кафы – Феодосии) невольничьим рынком Крыма, поэтому сюда попадали люди самых разных национальностей и вероисповеданий.
После присоединения Крыма к Российской империи город (с 1784 года) стал называться Евпаторией.
Сюда стали прибывать православные, и к концу XIX столетия здесь проживало 17 947человек, из них 8 516 православных (4 765 греков, а также русские, украинцы, болгары и др.), 6 067 магометан, 2 630 караимов, 565 иудеев, 190 католиков, 161армянин-григорианин, 123 протестанта, 1 раскольник.
После основания в Евпатории курорта (кон. XIX – нач. ХХ ст.) православное население увеличилось.
ХХ век отмечен в истории СССР, Крыма и Евпатории массовой депортацией народностей в удалённые районы России.
За 1941-44 годы по сталинскому приказу из Крыма вывезено: 188 626 татар, 50 000 немцев, 14 368 греков, 12 075 болгар.
За два последних десятилетия Евпатория вновь стала такой же многонациональной, разноязыкой, разноликой и многоконфессиональной, как и прежде. Восстанавливаются храмы, восстанавливаются добрососедские отношения.
Пройдя от городской набережной (начинается она величественным собором Свт. Николая и мечетью, завершается греческой церковью Св. Пророка Илии) по узким извилистым улочкам старого города, можно увидеть и кенасы, и синагогу, и место, где стоял молельный дом крымчаков.
|
Памятник Российскому императору Александру I во дворе караимских кенас |
|
|
Караимская кенаса и двор |
|