Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 138 декабрь 2013 г. >> Большая любовь ХХ века. Преподобный Гавриил (Ургебадзе).

Большая любовь ХХ века. Преподобный Гавриил (Ургебадзе).

Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)  

Год назад, 20 декабря 2012 года, Грузинской Православной Церковью был причислен к лику святых в чине преподобного архимандрит Гавриил (Ургебадзе).
Именуют его и преподобноисповедником, и юродивым старцем.
И всё это истинно.
Днем памяти установлен день его кончины - 2 ноября.

2 ноября 1995 года в Самтаврийском монастыре в г. Мцхета преставился ко Господу инок-старец, к которому за любовью шла вся Грузия.
Который зрел будущая как настоящая, плакал с плачущими, призывал покаяться и всех любил любовью о Господе.
Грузины обращались к нему, называя "мама Габриэли" – по-русски "отец Гавриил".

Родился мальчик Годéрдзи 26 августа 1929 года в семье убеждённого коммуниста и его верующей жены.
Отец, по приказу Сталина разрушавший храмы, прожил недолго. Мать воспитывала детей в любви к Богу.
Совсем малышом Годéрдзи (домашние называли его в честь рано ушедшего отца Васикó) больше всех детских забав любил в уединении строить из спичек или камушков церкви.
А когда чуть подрос – соорудил во дворе дома келлию: настоящее жилище аскета, где не было места ни подушке, ни одеялу.

Никакому человеческому уму невозможно представить себе путей, которыми Господь может привести к Себе человека.
Как-то раз отрок Васикó стал свидетелем ссоры двух соседок.
«Ты распяла меня как Христа!» – вскричала одна из них. "Кто такой Христос?" – спрашивал поражённый мальчик.
С этим вопросом он пришёл в церковь.
Ради ответа на этот вопрос он складывал копеечку к копеечке, чтобы купить книгу, в которой повествовалось о Господе нашем Иисусе Христе.

Когда ему было 12 лет, Годéрдзи, чувствуя свою неотмирность, отправился в женский Самтаврийский монастырь.
Именно здесь ему через много лет предстояло провести последние годы жизни и упокоиться.
Матушки накормили-напоили отрока, но на ночь не оставили. Всю ночь провёл он перед входом в обитель.
Так четыре десятилетия спустя перед Святыми вратами Оптиной пустыни проведёт в коленопреклоненной молитве ночь будущий новомученик – убиенный инок Ферапонт.

Прошло в недетских занятиях детство, настало время службы в армии.
Годéрдзи печалился, что не может так часто, как велело ему сердце, бывать в храме.
И, попав в церковь, горячо помолился о своей горести.
Едва он возвратился в полк, как ему сообщили, что отныне он будет разносчиком.
Это означало почти свободное перемещение по городу.
Быстренько справившись с поручениями, Годéрдзи спешил в храм.
Там он изучал древнегрузинскую письменность, читал спрятанные в подвале книги, тайно причащался в алтаре.

Отслужив в армии и возвратившись домой, молодой человек неожиданно для окружающих стал во дворе дома возводить… храм (он существует по ул. Тетрицкаройской, 11 и сейчас).
Это был храм из подручных средств, "храм из хлама".
Туда он приносил подобранные на свалках, реставрированные и благоукрашенные иконы.
Хождение на свалки стало его внутренним послушанием, и Господь открывал, когда и куда идти, чтобы святой лик не был отдан на поругание.
Так однажды он вскочил утром с постели и побежал, сам не зная, куда он бежит.
И прибежал на свалку, куда как раз подъехал грузовик с мусором.
Прямо из потока сыплющегося мусора Годéрдзи выхватил Иверскую икону Божией Матери.

Вскоре со всех стен храма взирали святые, Матерь Божия, Сам Господь наш Иисус Христос.
Разумеется, в 50-х годах ХХ века существование храма, да ещё нового, да ещё построенного своими руками молодым советским человеком, было событием из ряда вон выходящим.
Не раз предлагали его снести, уменьшить, даже представители церкви советовали "хотя бы башенки убрать".
Годéрдзи не соглашался, смело отвечая отказом. Живя церковью, живя Господом, он не мог служить двум господам.
Уже тогда, задолго до прославления, в его храме была фотография императора Николая II, которого Годéрдзи почитал святым.
В углу храма была вырыта яма, в которой он нередко спал.

В начале 1955 г. Годéрдзи Ургебадзе подаёт прошение о служении в Сионском Успенском соборе (место служения Каталикоса-Патриарха всея Грузии), о рукоположении в сан диакона, а 27 февраля над ним совершается монашеский постриг.
Наречён он был в честь святого Гавриила Афонского: святого, который удостоился принять из волн морских Иверский образ Божией Матери.
Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)Но через какое-то время Господь призывает отца Гавриила на другое служение, в миру.
Начинается его исповеднический путь блаженного, юродивого во Христе.

Юродство Христа ради – это подвижничество, не прижившееся широко нигде, кроме Руси.
Известны немногочисленные византийские юродивые, в Болгарии, Сербии, Грузии-Иверии такой традиции не было.
Юродство – такая же закрытая для нас тайна, как закрыто для наших телесных очей то, что происходит во время любого Таинства церкви.
Во время каждого Таинства под видом внешних действий и молитв невидимым образом сходит Благодать Божия на того, над кем это таинство совершается: при Крещении – на крещаемого, при Венчании – на будущих супругов, при Рукоположении – на будущего диакона или священника, и так далее.

Принявший на себя подвиг юродства отказывается от привычного поведения, внешнего вида, обычаев.
Отказывается от самого дорогого для человека – от разума. Он ведёт себя, говоря современным языком, неадекватно.
Он не вписывается в нормы жизни, он постоянно разрушает общепринятое.
Часто не имеет жилья, отказывается от одежды, более, чем странно выглядит.
И говорит нечто невразумительное, оскорбительное, обличительное, ведёт себя вызывающе, выглядит сумасшедшим…
Но под странным внешним обнаруживается не мирская мудрость, проницательность, проявляется Божие водительство ради спасения ближних, любовь.

Вот такую – самую тяжёлую из всех аскетических подвигов – ношу взвалил на себя молодой грузинский монах.
Тем более тяжёлую, что происходило это в хрущёвское время, когда главный коммунист СССР Никита Хрущёв грозился вскоре показать по телевизору последнего попа.
О. Гавриил ходил по улицам Тбилиси то в лохмотьях, то в шляпе; то просил милостыню, то раздавал деньги нуждающимся.
И во весь голос призывал к покаянию. На груди его висела табличка: "Человек без любви – как кувшин без дна".
В руках был кувшинчик без дна, сквозь который он глядел на людей как в бинокль.
В советское время юродивый немедленно превращался в мученика, потому что за любое скандальное поведение немедленно отправляли в тюрьму или в психиатрическую лечебницу на принудительное лечение. Не избежал этой участи и о. Гавриил.
Собственно, официально он был инвалидом 2-й группы, признанным психически больным.
Желая служить только Господу, он отказался он женитьбы и добровольно пришёл к врачам, чтобы они подтвердили его мнимую психическую несостоятельность.
Но то, что произошло 1 мая 1965 года, говорило уже о другом.

   В день международной солидарности трудящихся у здания Центрального Комитета коммунистической партии Грузии (ныне Парламент) был облит керосином и подожжён 12-метровый портрет "вождя пролетариата", "вождя всех народов" и т.д. В.И.Ленина.
Лампочки, украшавшие портрет по краям, взрывались, полотно полыхало. Был вызван специальный 8-й полк (спецназ).
Поджог совершил о. Гавриил.
И он пытался вразумить людей, говоря им:

"Зачем вы пишете Слава Ленину, когда слава не нужна человеку? Надо писать Слава Господу Иисусу Христу". 
И тут же, на площади, продолжал проповедовать:
"Слава Богу, от Которого Дух даётся, Которым мы к вечности приближаемся".
Арестовали его во время проповеди. Москва требовала расстрела.
По ночам к о. Гавриилу приходил глава коммунистической партии Грузии Эдуард Шеварнадзе и расспрашивал, почему он так поступил.
Расстрел был отменён, началось "лечение" в психбольнице.

В истории болезни говорилось: "Психопатическая личность. Верит в Бога и ангелов. Постоянно повторяет слова: «Всё от Бога»".
Не так мучительно было заключение в лечебнице, как отторжение от церкви: от о. Гавриила отказались свои же, церковные.
Его запрещали в служении, выгоняли из храма, не давали войти, не разрешали причаститься Тела и Крови Христовых…
Жить вне церкви он не мог. Стал ходить по деревням, своими руками восстанавливать разрушенные храмы.
Нередко о. Гавриила видели в медной диадеме на голове.
"Когда я начинаю считать себя лучше других, тогда надеваю на голову свою диадему и выхожу на улицу босиком.
Люди смотрят на меня и смеются, а я вижу, какое я ничтожество
".
Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)Медная диадема о. Гавриила… Греческое слово "диадема" означает головное украшение в виде венца.
Символ царского достоинства, но и символ мученического венца.
Не случайно во время Венчания на головы венчающимся надевают (или держат над головами) венцы и поётся: Святии мученицы, добре страдальчествовавшие и венчавшиеся, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим!

Святые мученики, отдавшие жизнь за Христа, получают награду на небесах – мученический венец.
Но и супруги, разделившие все жизненные тяготы, прошедшие рука об руку жизненный путь, никогда не лишённый страданий, приравниваются к мученикам, стяжавшим венцы славы у Господа.
Многие святые возлагали на себя вериги, чтобы умерщвлять плоть.
Некоторые из них надевали тяжёлые металлические шляпы.
Так поступал прп. Антоний Дымский, подвигом которого было молитвенное стояние на камне среди озера в железной шляпе с гвоздями внутрь.
Известный блаженный Иоанн носил большую железную шляпу и получил прозвище Большой Колпак.
А его сомолитвенник и духовный брат прп. Иоанн Затворник Ростовский прибавлял "железá к железáм" (то есть, утяжелял свои вериги и цепи) в Смутное время, за грехи своих соотечественников ради спасения православного отечества.
И он тоже надевал на голову железный обруч…

Такова внешняя жизнь блаженных святых. О том, что и как зрело в душе о. Гавриила – никто не дерзнёт рассуждать.
Но только люди, почувствовав в странном монахе истинную любовь, шли к нему со всей Грузии за утешением и советом.
Перейдя в 80-х годах в монастырь Самтавро, о. Гавриил поселился в курятнике.
Он кричал, обличал, изображал пьяного, мог прервать богослужение и требовать покаяния; всячески смирял монахинь: ругал, заставлял есть из грязной посуды, брал с собой попрошайничать.
Но страшно никому не было, ведь глаза юродивого излучали любовь.
Всех гостей он сажал за стол, кормил-поил, а сам довольствовался несколькими крупинками сахара в день. Он питался Божественной любовью.
И находившиеся рядом с ним люди чувствовали, что быть с ним – значит быть с Богом.
Младшая сестра о. Гавриила говорит, что когда приходила к брату в келлию побеседовать, то не могла сидеть и вставала, явственно ощущая, что Святой Дух здесь: такое живое, огненное слово выходило из его уст.

На Пасху он так ликовал, что всех зажигал огнём радости.
А на Страстной седмице из его келлии слышался плач.
Люди были дóроги и совершенно прозрачны для него: он видел их душевное состояние, знал, что им угрожает.
Порой человек только входил к нему, а батюшка начинал плакать: "Сынок, ты у меня погибаешь!"
Он стяжал нелицемерную любовь, ни к кому не был равнодушным.

В Грузии его называли "большой любовью ХХ века".
К нему шли, как шли в Греции к старцу Паисию.
А он видел Грузию в крови и рыдал о её судьбе.
Он предсказал события 90-х годов: развал Союза, нестроения на родине…

В 90-е годы по благословению Каталикоса-Патриарха всея Грузии Илии II о. Гавриил жил в башне царя Мириана около Самтавро-Преображенской церкви и монастыря св. Нины в Мцхете.
Преставился архимандрит Гавриил ко Господу 2 ноября 1995 года: на 9-й песне канона на исход души улыбнулся и отошёл в вечность.
По древнему монашескому обычаю и по завещанию его завернули в циновку и погребли на его любимом месте, там, где некогда молилась святая равноапостольная Нина.
К могилке о. Гавриила потянулись люди, как раньше шли к нему самому за советом и утешением.
Стали отмечаться случаи чудесных исцелений.
Множество свидетельств было собрано прибегающими к его заступничеству и получающими помощь.

Одно из оснований для канонизации святого – чудеса от мощей (или на могилке) и широкое народное почитание.
В лице архимандрита Гавриила – преподобного Гавриила (Ургебадзе) – не только Небесная Грузия приняла ещё одного святого, но Вселенское православие стало сиять ещё одним дивным угодником Божиим – нашим современником, жившим на земле как на небе.

Преподобный юродивый отче Гаврииле Исповедниче,
моли Бога о нас, грешных, и помоги научиться любви!

Небесная Грузия – сонм грузинских святых от свв. апп. Симона Кананита и Андрея Первозванного, от IV века, в котором началась проповедь св. Нины.
24 декабря православная церковь чтит память всех грузинских святых – благоверных князей, святителей, преподобных, мучеников.

 


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 14