Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 171 сентябрь 2016 г. >> Музыкальная душа Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Музыкальная душа Свято-Троицкой Сергиевой лавры


Читайте также:

 

Архимандрит Матфей (в миру Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 в Северо-Осетинской АССР, упокоился 15 сентября 2009 в Троице-Сергиевой Лавре. Церковный композитор, аранжировщик, заслуженный профессор, кандидат богословия, член Синодальной богослужебной комиссии.
Многие годы нёс послушание  главного регента Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Руководитель объединённого хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных академии и семинарии (с 1961 года).
Отец Матфей стал легендой нашей церковной жизни.
О нём опубликованы многочисленные воспоминания, немало интервью. 

В день памяти – 15 сентября – обратимся к строкам его ученицы, друга, последователя – настоятельницы Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря в Коломне игумении Ксении (Зайцевой) из её книги «Простые беседы. О пути к Богу».

С чесночком
О.Матфея спрашивают, как отвечал
такой-то студент?
- Великий молчальник! Не сказал ни
одного слова.
… отец Матфей практик, главный регент Троице-Сергиевой Лавры и заслуженный профессор МДА.

Он искрит остроумием.
Во все земли многие, куда разъезжаются выпускники Московской Духовной Семинарии и Академии, они, несомненно, везут «чесночком» приправленные батюшкины шутки.
Ничего не остается без внимания:
- Сопрано? Это – золотая маковка над хором.
- Сегодня картошечку дают. Это местночтимая?
- У вас есть медицинский центр? Это мёдцентр, в нем только и отдохнет монах…

Батюшка родом из Владикавказа, станицы Архонской, бывшей Терской области.
Терский казак, воспитанный в вере и благоговении к матери, которая и в 92 года пела соло в храме: «Да исправится молитва моя», батюшка с детства имел общение с монахинями.

- Двоюродная сестра дедушки Максима Васильевича, матушка Ирина (Руденко), в схиме Ерофея, певунья была необыкновенная.
Дедушка тоже был певчим, «начинал петь в станичном церковном хоре, затем оказался в конвое наместника Кавказа, губернатора графа Воронцова-Дашкова.

Это был знаменитый мужской хор, им руководил Михаил Калатилин. Дедушка был его помощник.
Потом он окончил консерваторию и стал оперным певцом.
В 1913 году, как раз в год 300-летия династии Романовых, он пел Ивана Сусанина в «Жизни за царя» Глинки.
Потом дедушка попал в ссылку, в Сибирь, еще при Ленине. Вернулся… и остался церковным регентом.

В 1937 году, в возрасте 49 лет, дедушку расстреляли, во второй день праздника Рождества Богородицы.
Но, как мама рассказывала, со слов кладбищенского сторожа, его закопали живым.
Я родился через полгода после его кончины».

Тетя мамы – матушка София – была монахиней в монастыре св. Георгия на Куре, она умерла в 1916 г., в декабре, очень хороший бас.
А раньше было, если монахиня – то вокруг нее кучкуется народ.
Это обязательно рассадник доброты. Они умеют: кому конфетку дать, кого по головке погладить, даже в трудные времена найдут для тебя лакомый кусочек…

Про схимонахиню Ерофею батюшка так рассказывал:
- Ее мама моему дедушке родная сестра. Она была в Покровском монастыре Владикавказа.
Когда монастырь разогнали, она, решительная казачка, взяла и организовала Тихоновскую церковь – имела большой авторитет.
Она никогда не ругалась, спокойно говорила, умно отвечала на все вопросы, умела себя вести с достоинством!
За ней ушло много прихожан. А дедушка ходил в старую церковь, но общения с ней не терял, любил ее и уважал.
Я в 72 году поехал маму проведать, собираю огурцы в огороде, вдруг открывается калитка, стоит Ерофея-схимница:
- Матфей, я тебя признаю, ты наших кровей!

Вот какая казачка! Когда попала в ссылку, то даже следователи относились к ней с уважением.
На лесоповале пришлось много потрудиться. Бригадиры ее уважали: «матушка, матушка»…
Потом вернулась. Когда поминали в храме: «священницы и священномонахи» – мать Ерофея бух поклон земной.
А отец Кирилл (Павлов) любит петь: «Царство Небесное», – это её музыка.

Милостию Божией, и на радость всем нам, Господь привел батюшку в сердце России, в Лавру Преподобного Сергия.
Здесь он создал целую школу монастырского пения, и этой школе чужда искусственность, она сильна другим – дыханием благодати, дыханием Духа Святаго.
И это не просто красивые слова…
- Молитвенное пение, распевность – какой это необыкновенный мир!
Я был в Почаеве, слушал монастырское пение в Киево-Печерской Лавре, перед самым ее закрытием в 1961 году, попал в стихию обиходного пения.
Как важно хоть раз в жизни посмотреть и послушать!

Во внимании к каждому звуку и осмысленности каждого слова, о. Матфей тайнодействует в Богослужебном пении, и мы всегда это чувствовали на Лаврских службах.
Однажды попросили батюшку помочь разучить нашему хору «Ныне отпущаеши» Кастальского.
Как художник, точнее, иконописец, о. Матфей воздвиг такой певческий образ Света Христова, что мы прозрели!
Мы увидели, что пение – это богословие в звуке!

Наше слепое исполнение батюшка сразу прервал словами:
- Где же здесь свет? Здесь нет откровения! «Свет во откровение языков» – должно звучать, как колокола!
Басы как главные колокола, а верхние голоса продолжают подзванивать. Басы – посолиднее наполняйте округу.
А как вы проговариваете – «свет»? Не теряйте согласную – т (свет), а «с» произносите не так, - батюшка задумался.

- Матушки, знаете, как в магазине продавщица отмеривает материал? Отмерила, потом надрезала и раз! – рванула, так и вы исполняйте «свет» – рваните!
«Свет во откровение» – с вкручиванием, каждый слог как вкручиваете: «свет во откровение языков!»
В конце соберитесь и друг друга слушайте – мозжечок сделайте светлым, мозжечком нарисуйте свет! И пойте с чесночком!


* * *


Переложение на ноты стихир, антифонов и седальнов, которые согласно Лаврскому Уставу не читаются в Великий Пост, а пропеваются, батюшка обозначил как «свое приношение к 2000-летию Христианства».
Сестры монастыря подготовили компьютерный набор и макет, а о. Матфей подшучивал: «матушки Компьютерины, как дела?»
Так что и нам посчастливилось участвовать в этой работе.

Но самое незабываемое – это совместное участие хоров в церковных торжествах: в освящении Храма Христа Спасителя, в Богослужении на прославлении Новомучеников Российских.
И среди невероятного напряжения батюшка всегда находил, как и где пошутить.
Наши два хора стояли рядом, и в течение довольно продолжительного времени вдоль хоров туда-сюда ездил телеоператор, с деловым видом и на каком-то высоком при способлении.
Наконец спустился и стал снимать «с руки». О. Матфей, мгновенно оценив обстановку, повернулся к нему и бодро сказал: «С понижением вас!»

Перефразируя, можно добавить, что любая встреча с батюшкой, – это «повышение», т.е. понимание, как возвысить мысль в безграничных возможностях музыкального произнесения.

Не менее удивительным было участие и в Юбилейных концертах
- Матушки, сделайте вид, что вы разговелись.
о. Матфей

Когда приходилось участвовать в концертах, то мы всегда испытывали ощущение рыбы, выкинутой на сушу.
Но не с о. Матфеем. С ним скорее рыба сама выпрыгнет на сушу, и с удовольствием будет слушать.
(Под рыбой Святые подразумевали те души, которые искали постижения глубин богословия).
«Одно на службе, другое – на концерте. Здесь нужна своя изюминка».

Умение на концерте заставить слушать даже тех, кто легкомысленно пришел «людей посмотреть, себя показать», и говорить в музыке о Боге так, что именно это «звучащее слово» и становится самым важным со-бытием, со-переживанием, со-вершением, – это тайна его монашеского таланта.
- Мы поем под небесным сводом! – и поэтому весь голосовой аппарат должен быть сводом.

А когда на репетиции, хор не удержал тональность и занизил, батюшка остановил спевку и сказал:
- Матушка, закройте глаза и поднимитесь по той лесенке, а теперь спускайтесь. Понятно?
Когда мы поднимаемся вверх, то ногу поднимаем чуть выше, чем надо; а когда спускаемся вниз – то аккуратно пытаемся попасть на ступеньку.
Также и в пении.

А при разучивании тропаря: «Спаси Господи люди Твоя»:
- Не забывайте пружинить! Когда ударная доля идет, а потом следующая, вы пружину не снимайте. Филировка должна быть, но вы не расслабляйтесь, потому что иначе будет обвал. Это знаете, когда штукатур мастерочком бросит раствор на стену, а он жидковатый и начинает оползать.
Пойте, как на каблучках. Сестры засмеялись, а о. Матфей:
- Что, каблучков нет? Стерлись? Нет, именно на каблучках: Спаси Господи люди Твоя…
И хор запел так легко и воздушно, что называется, не касаясь земли.

Спевка и запись хора окончена. К счастью, мы репетицию записали на видеокамеру.
Спустя несколько лет просматриваем материал и удивляемся, как батюшка регентует, что называется, от каблучка до макушки – весь в струнку!
Недаром семинаристы говорят, что если о. Матфей входит в храм, а хор уже поет, то пока он идет к клиросу, меняется все: и интонация, и ритм, и звучание…

В свое время над о. Матфеем подшучивал архимандрит Серафим ((Шинкарев) – многолетний насельник Лавры, скончался на 92-м году жизни 9 декабря 1979 года), говоря: «Детка, ты все на девятый лад поешь!»
А мы бы добавили: «Да, на небесный лад

 


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 7