Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта

Рождественский пост



Митрополит Питирим (Нечаев)



Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вступили мы в святой Рождественский пост, который будет продолжаться сорок дней.
Казалось бы, долгий срок ожидания праздника Рождества Христова.

Но время так быстротечно, так быстро оно проходит, что не успеем мы с вами и заметить, как минует и это постное время, и будем мы с вами слышать радостные рождественские песнопения.

И когда слышим мы всякий раз ежегодно это бодрое, радостное пение: «Христос раждается, славите!» — вновь воскресает в нашей памяти все доброе, лучшее, что было в нашей душе, и вновь мы переживаем как бы возрождение, светлые чувства, которые свойственны человеческому духу.
Но вот чтобы не угасал в нас этот огонёк, и даётся нам святое постное время.

И вот давайте, братья и сестры, отрешимся на время от нашей повседневности, от наших забот, и подумаем о том, что именно в эти самые дни в то далёкое время в древней Палестине, в холодное и там время года объявляется приказ кесаря: произвести перепись населения.
И каждый должен покинуть своё жилище и идти туда, где некогда он родился — и старый, и молодой, и знатный, и незнатный.
Хорошо тем людям, у которых крепкое жилище, хорошее хозяйство.
Они привыкли жить год от года в одном и том же месте, — ну, подумаешь, придут, как сейчас говорят, «зарегистрируются», выпишут им подушный налог, и на этом все успокоится.
А ведь Иосиф праведный, Обручник Девы Марии, которая была уже на девятом месяце в ожидании Младенца, жил в выселках!
Назарет — это был посёлок, где жила беднота.

Иосиф был всегда нагружен работой, потому что всем нужно строить дом, — он был плотник, умел делать разные хозяйственные вещи, которые необходимы и для строительства дома, и для обихода домашнего: ведь даже для того, чтобы погрузить на осла какой-то груз, и то нужны какие-то особые козелки, чтобы положить животному на спину.
А там нужно поправить черенок для земледельческого орудия, а там соорудить младенцу колыбель, — и вот так день ото дня он трудился своими руками, со старшими своими сыновьями, чтобы заработать себе на пропитание, и каждый день ему был дорог, потому что давал ему тот малый заработок, необходимый ему для прожития.

И вот он должен был оставить этот свой домашний очаг, взять свою юную — подумайте, Она была ещё совсем-совсем девочкой! — Марию, обручённую ему невестой, и идти по горным дорогам, преодолевая скользкие горные тропинки, — только для того, чтобы записаться, чтобы и ему определили налог на его труд, чтобы и ему войти в перечень людей, подчинённых Риму.
Отказаться было невозможно, и вот собирает он небольшой узел какой-то пищи на дорогу, по-видимому, берет что-то и для будущего Младенца, и вот, идут они и день, и другой, и третий — так, мысленно представьте себе, что значит идти в последний срок матери, ожидающей ребёнка! — по неустроенным каменистым горным дорогам, где-то, может быть, скользя, где-то спотыкаясь, может быть, даже и раня свои ножки о камень острый, о колючки, какие попадаются на дороге.

И приходят они в Вифлеем, стучатся в один дом, в другой, и никто их не пускает, потому что все уже переполнено и никто не хочет брать себе лишнюю заботу, ибо что значит пустить к себе семью, у которой вот-вот родится младенец?
— Это заботы, это новый крик младенца, это страдания и муки рождающей матери…
И уходят они на окраину Вифлеема, и там в горной пещере, где скот укрывался от непогоды, рождается на свет Богомладенец Господь Иисус Христос.
Бог, для которого нет ни слова, ни понятия, ни представления нашего, становится человеком, воспринимая в Себя человеческое естество!

Есть такое выражение: «самоуничижение Божества».
Господь ограничивает Себя для того, чтобы приблизиться к нам.
Трудный путь был у Девы Марии, ставшей Матерью Богомладенца, но подумаем и сами, сколько надо было божественной любви, чтобы не силой, не властью, не суровыми мерами попытаться исправить человека, — а унизить себя, умалить до человеческого естества!
Это один из труднейших и самых сложных, может быть даже, богословских вопросов, и многие отцы объясняли его, но понять может только тот, кто сам в душе своей, в чистом сердце переживёт эту великую «благочестия тайну».

Апостол Павел говорит: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16).
Нет слов, чтобы измерить глубину этого события.
Мы можем видеть только его отражение.

Вот, братья и сестры, кто из нас дерзнёт просить Бога показать Его Божество?
Великим праведникам это было недоступно, но каждый из них ощутил это в своём сердце, — и лицо их просияло, как у преподобного Серафима, и действия их были ясными для всех, и сила чудотворений велика.

И каждый из нас, братья и сестры, может ощутить в своём сердце силу Божию, и увидеть Бога, не прямо лицом к лицу, а в отражении, отражённым в своём сердце, в своей душе.
И это не метафора, не праздный разговор, это то, что в действительности пережил опыт Церкви.
Апостол Павел говорит: «Когда я немощен, тогда я силен. Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 10).
И потому и Церковь наша, проходящая свой исторический путь все время в тяжких испытаниях, так изобилует и святыми иконами, и святыми людьми, — потому что в них отражается подлинное величие, подлинная сила Божия.

Чего же пожелать нам с вами?
Я думаю, что каждый из нас, задумавшись, скажет: «Пусть в моем сердце отразится сила Божия
Пусть в затуманенном, и иногда даже совсем помрачённом душевном нашем устроении — но Сам, Боже, очисти, и Сам отразись, и Сам покажи Своё величие.
Кто сейчас может говорить о величии, о славе?
Никто из нас не дерзнёт говорить об этом.
Но именно так, в уничижении, в душевном нашем смирении отражается сила Божия.
Вспомним, что и Господь ограничил Себя, вспомним, что и Матерь Божия преодолела трудности пути, вспомним, что Христос прошёл этими же горными тропами от рождения до Голгофы, до креста.
И все же сила Божия восторжествовала над немощью человеческой.

Так и нам сейчас, в эти предпраздничные, предрождественские дни как можно больше нужно задумываться об этой «великой благочестия тайне» и — о самих себе.
И каждый день начинать и каждый вечер заканчивать молитвой к Богу, чтобы дал Он нам радость ощутить Его Божество.

Есть старое богословское выражение «ощущение Божества».
Не понимание, не размышление только — а именно духом своим ощутить то приближение к нам силы Божией, которое даётся каждому ищущему.

Господь говорит:

«Вот Я стою постоянно у дверей вашего сердца и стучу. И тот, кто откроет Мне, к тому Я войду и разделю с ним трапезу» (См.: Откр. 3, 20).
Задумаемся над этими словами святого Иоанна Богослова.
Задумаемся над тем, где «двери нашего сердца».
Как их найти? Как их открыть? — Чтобы подлинно праздник Рождества Христова был для нас днём нашего духовного просветления, возрождения, озарения, света и радости.

И да поможет нам Господь и Царица Небесная в этом нашем совместном подвиге стояния у дверей своего сердца.
Аминь.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2020 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко


Посетителей на сайте: 10