Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 224 февраль 2021 г. >> Совместима ли духовная радость с «гражданским» браком

Совместима ли духовная радость с «гражданским» браком


Читайте также:



з переписки К. Н. Леонтьева и С. Ф. Шарапова в мае 1888 г.)

С.Ф.Шарапов – К.Н. Леонтьеву:
«Дорогой Константин Николаевич! Спасибо на добром, хорошем письме. Дороги такие письма.
Жалею, что не могу писать подробно — ведь моя жизнь каторга! Буду краток…

Я писал, что Вам обязан отчасти тем, что поговел, не говея перед этим 15 лет.
Вы удивлены?
Видите ли: раз Уманов показал мне Ваше письмо, где есть вопрос — говел ли я?
Меня это навело на раздумье.

Отчего человек чужой душой интересуется?
Но, кроме Вас, поговеть меня умоляла одна особа, которую я очень люблю и которая глубоко и наивно, чисто по-детски (а ведь это самое лучшее?) верит.
Пошел я к Иванцову.
Вот в первый раз увидал властного священника! Был же мне нагоняй!
Хочу у Вас попросить одного разъяснения.

Я живу с женщиной замужней, сам не женат.
Любим друг друга очень, жизнь довольно христианская (она очень верующая и вера довольно действенная).
Муж её жив, но жить ей с ним было нельзя, не жила с ним уже 9 лет до связи со мной.
Прожили мы год, как ангелы, мирно, тихо, благородно. Говеет она.
Священник очень либерально раз­решает ей жить со мной и дальше.
Говею я.
Иванцов тоже говорит: это грех, но уж пусть будет, ибо без него больший разврат мог бы быть.

Таким образом, грех, который мы делаем сознательно, как бы благословляется.
Нарушение закона брака Церковь может простить тогда, когда он не повторяется или когда человек хоть в ту минуту (при покаянии) решается его не повторять.

Но как быть здесь: я говорю: я делаю и буду делать грех.
Священник говорит: нужды ради и делай, и дает мне отпущение грехов.
Возможен ли здесь такой компромисс?
И если невозможен, то что должен я делать, чтобы помириться не с моей совестью, а с моим разумом, который находит противоречие и протестует.
(Совесть молчит, ибо наша жизнь чистая и честная).
Как Вы на это взглянете?

Искренне Вам преданный С. Шарапов».

К.Н.Леонтьев ответил СФ.Шарапову большим письмом:
«На ваш главный вопрос, дорогой Сергей Федорович (о незаконном сожительстве с любимой женщиной), я не мог позволить себе ответить сам без благословения отца Амвросия; ибо это не общетеоретический вопрос, а прямо вопрос той практической духовной казуистики, которые решать может, без греха, только человек истинно духовной жизни или, по крайней мере, духовного сана.
Я же ни то, ни другое.
Поэтому я прочел конец Вашего письма нашему старцу и получил следующий ответ:
«Надо оставить эту женщину; наградить её, если она бедна, чтобы она не бедствовала, искать себе невесту и жениться.
Если же привязанность препятствует этому, то надо усердно молиться Богу о том, чтобы Он развязал эту связь так или иначе.
При усердной молитве и чувство мало-помалу пройдёт или обстоятельства изменятся
».
Ничего больше он не сказал.
Да и сказать больше нечего о подобном деле с точки зрения духовной.
От себя позволю себе прибавить ещё, что по духу Церкви (насколько я в силах понять) мне кажется — верность заповеди и таинству важна, а не женщине.
Поэтому-то верность требуется в браке; а не верность в сердечном чувстве.
Это может по нашему романтическому (всё-таки) воспитанию казаться и несколько сухим.

Но что же делать! Я нахожу, что совсем не полезно «подкрашивать» христианство всё одним розовым цветом, как это любят делать многие в наше время, не будучи в состоянии примириться с некоторыми чертами его суровой прямоты.

Мало ли что сухо иногда! Иногда причащаешься усталый, недоспавши, с равнодушием, даже не без раздражения.
Очень сухо. Но причащаться надо.
И тот, кто, расстроившись этим сознанием своей сухости, уйдёт из церкви, не причастившись, и отложит опять говение до другого времени, в ожидании более идеального, умиленного состояния — согрешит гораздо больше, чем спроста причастившись в этом состоянии сухости.

Духовные радости не от нас; они утешение Божие за сухое понуждение наше.
Впрочем, у кого есть вера и страх греха, тот совершенно сухому чувству вполне никогда и не поддается в этом случае; а будут у него и умилительные движения (о которых и Вы писали в первом письме Вашем).

Так я сам учился, прежде всего на Афоне в 71—72 году, и мне было сначала очень трудно к этому привыкнуть.
Но желал привыкнуть и привык!..»

Из книги монаха Арсения (Святогорского) «Аскетизм»
С сайта Оптиной пустыни


 

 

 


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 69