|
Для светских людей нет ничего труднее, как выучиться
управлять своим языком.
Каждый осознаёт вред многословия, но избавиться от столь
пагубной привычки нет никаких сил.
Почему же это так, возлюбленные?
Подумаем и объясним причины.
Язык наш приводится в движение ничем иным, как сердцем.
Всё лишнее, накопившееся в сердце, изливается языком
и обратно, всё недостающее приобретается и Спас Благое
Молчание укореняется в сердце через разговор.
|
Но какие чувства заставляют сердце изливаться через слово?
Несомненно недобрые, ибо добрые чувства всегда молчаливы.
Понаблюдайте, возлюбленные, за собою!..
Мы потому многоглагольствуем, что это льстит нашему самолюбию
и будто бы выказывает нас с лучшей стороны.
Некоторые говорят много вследствие гордости, самомнения и
соображения, что они умны, многосведущи и суждения их поразительно
правильны.
Такие люди испытывают желание высказываться и поэтому объясняют
свои мысли обильною речью с многократными повторениями и настаивают,
чтобы все удивлялись их красноречию и уму. Когда же разговор
касается вещей маловажных, то многоглаголание превращается
в пусторечие, от кото-рого происходит бесконечное зло.
Пустословием люди уничтожают в своём сердце всякое чувство
теплоты, допуская войти страстям и решениям, па-губным для
души.
Святые отцы говорят так: пусторечие есть дверь к осуждению
и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница
разногласия и раздоров.
Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит
прикрытием отсутствия основательного ведения.
От многословия, когда пройдёт чад самодовольства, всегда остаётся
некое чувство тоскливости и разленения.
После этого нетрудно объяснить причину многоречия и пустословия
в людях.
Сердце их пусто, лишено благодати и преисполнено страстей,
гордости, самомнения и тщеславия.
Молчание же любят те, которые не надеются на себя, а на одного
Бога.
Молчание есть великая сила для внутренней борьбы со страстями
и верная надежда на одержание победы.
Святые отцы прослаляют молчание, говоря, что оно есть блюстительница
священной молитвы и дивная помощница при упражнении в добродетелях,
а вместе и признак духовной мудрости.
Величественно
было молчание смиренной Мариам!
Ныне вспоминается Её дивное слово, сказанное в ответ Архангелу
Гавриилу, но до этого слова Мариам безмолствовала и после
него снова умолкла.
"Вслушаемся в молчание Мариино и поучимся от Неё! - говорит
святитель митрополит Филарет Московский. - Что значит непонятный
подвиг этот?
То, что Мариам есть совершенный сосуд благодати.
Как негоден употребляемый сосуд, когда он течёт, так не имеет
достоинств и духовный сосуд, если не хранит полученной благодати
в смиренном молчании, но течёт и освобождается
праздным, нескромным, нетерпеливым или тщеславным словом.
Как будет совершен сосуд, хранящий без малейшей утраты и содержимое
и дух его, не разрушающийся ни от удара, ни от огня, так будет
совершен и духовный сосуд, который в таинстве веры, в чистой
совести, в покое сердца и Отрада или Утешение безмолвия всего
существа своего хранит вверенную
ему благодать с такою твёрдостью, что никакие удары скорбей
и бед, никакая страсть, никакое искушение разрушить не могут.
В молчании Мариам совершалась непрестанная, чистая и великая
жертва Богу Слову, ибо Она даже Иосифу не открыла Своей тайны.
Ни высочайшая радость, ни глубочайшая скорбь не могли изменить
этой главной черты Её духа. Смотрите! Рождается Христос -
Ангелы славословят, пастыри проповедуют, а Матерь Божия слагает
глаголы в сердце Своём.
Симеон пронзает душу Её своим грозным пророчеством, Иисус
с юных лет Её оставляет, а Она соблюдает вся глаголы в сердце
Своём.
Наконец, стоит Она при Кресте.
Что следовало ожидать от Матери, когда все плакали и рыдали?
Жалоб, воплей, терзаний!
Она молча лишилась чувств".
Таков священный образ духовного молчания в Богородице.
Кому, как не нам, православным, следует понимать сокровенную
и величественную красоту Её подвига молчания.
Наш долг не только познавать, но и возлюбить этот подвиг и
подражать ему.
Так, святые отцы учат, что когда встретим что-либо непонятное
в вере, то не нужно тотчас любопытствовать и прекословить,
но в молчании внимать слову веры и терпеливо ждать времени,
когда Дух Святой изъяснит это живым словом или опытом.
Замечаем ли в словах и действиях других что-либо странное,
неправильное, не следует торопиться обличать и судить, если
нет к тому обязанности начальника или пастыря, но быть праведным,
как благий и кроткий Иосиф, в молчании хранивший свои подозрения
о Мариам.
Получаем ли радость, благополучие, не следует открывать всем
сердце, но слагать благодарение Богу втайне.
Постигает ли нас бедствие, скорбь, нельзя предаваться плачу
и стону, ибо в них отголосок непокорности судьбам Вышняго!
О, Пречистая Богородице!
К Тебе прибегаем и молимся Ти: посети немощствующие наши души
и испроси у возлюбленного Сына Твоего и Бога Нашего дати нам
прощение, Едина Пречистая и Благословенная!
Аминь.
|