В
тот же день, 1 июня, в наш храм были привезены ковчежцы с частичками
мощей преподобных Киево-Печерских
и блаженной
Матроны Московской. Частичку мощей матушки Матроны передали
в дар возрождающемуся Десятинному храму из московского Покровского
монастыря.
Белая птица
Однажды крестьянке Наталии Никоновой привиделось, будто кружит
над ней большая белая птица как бы с человеческим лицом и никак
не может найти места, где бы ей сесть. Вдруг уменьшилась и села
на правое плечо, словно голубь. А глаза у птицы закрыты веками.
"Что бы это значило?" - подумала Наталия.
И
вспомнила этот сон, когда родилась у неё крошечная слепая девочка-уродка,
четвёртый ребенок в семье.
Жизнь русского крестьянина известна: с трудов его, как говорится,
будешь не богат, а будешь горбат; и у каждого крестьянина - барин.
И не один, а семь.
Вот и Никоновы перебивались с квасу на воду, и случалось, сидели
без хлеба и без дров с самого Благовещения, а ночевали ради тепла
в печи. Выметет Наталия золу, постелит на под печи прямой соломы
- пожалуйте, заползайте в спаленку.
Сердобольные соседи советовали сдать девочку в приют князя Голицына,
что в со-седнем селе Бучалки, - там-то хоть голодом сидеть не
будет.
- Перебиваетесь с квасу на воду, - говорили им, - а такое чадо
не жилец. Дай Бог, доживёт до крещения.
- Ничего, - отвечал Димитрий Никонов, человек добрый и богобоязненный.
- Не достанет квасу - и воды попьем.
Но разве можно уповать на телесное здравие и на скоромимоходящую
красоту?
Ведь и молодые и здоровые умирают, а убогие спасаются и получают
от Бога сладость райскую и всякое другое утешение...
"Взыскание погибших"
Приближался 1914 год. Никто не знал, не подозревал ещё, что вскоре
разразится война с германцем, что за ней последуют две революции
и погибнет множество людей.
Однажды Матронушка попросила свою мать Наталию передать священнику,
что в его библиотеке на такой-то полке и в таком-то ряду книг
хранится прорись (образец на бумаге) редкой иконы "Взыскание
погибших". И эту икону следует заказать изографу (иконописцу),
аккуратному в художестве и благочестивому.
- Мне эта икона о погибших снится. Грядут немилостивые времена.
Много будет погибших.
Наталия пошла к священнику, а сама думала: "Каких ещё погибших?
Где она видела погибших? И вообще, где искать деньги на художника
- художники нынче дороги. Впрочем, образца, о котором говорила
Матрюша, у батюшки может и не быть".
Каково же было удивление и Наталии, и самого священника, когда
в указанном месте обнаружилась редкая прорись иконы.
- Что ж, средства будем собирать всем миром - Христа ради, - сказал
батюшка.
Необходимое для оплаты художника собрали по подписному листу на
удивление скоро и сложили собранное перед Матронушкой. Та потрогала
руками деньги и отделила рубль и полушку.
- Это верните, - сказала она.
Женщины, находившиеся при ней, стали переглядываться, и лишь одна
вспомнила, что среди жертвователей был мужик, который положил
рубль в кружку с ругательствами, а другой смеху ради бросил полушку.
Скоро и изограф, понимающий, как говорили, священное художество,
прибыл из города Епифани и предстал перед Матронушкой, главной
заказчицей работы.
- Сможешь написать икону?
- Дело для нас привычное, - сказал художник.
- Коли так, то приступай к делу. Грунта положи лебастровые, а
не меловые, и плави клади не сразу, а по-старинному.
- Дело привычное, - повторил художник, недоумевая, как слепая
от роду может рас-суждать об его тонком ремесле, когда сама никогда
не видела икон.
Однако Матронушка продолжала в чём-то сомневаться.
- Ладно. Пробуй, - сказала она. - Но прежде всяких дел исповедайся
и причастись. И получи благословение. Иначе ничего не выйдет.
- Это можно, - охотно согласился художник.
Прошло немалое время, можно было бы и работу представить на суд
прихожан, да только привычное для художника дело сразу как-то
не заладилось. Кисть потеряла трепетность, а глаз - зоркость к
миру духовному. И выходил не образ Пречистой, а то, о чём наш
насмешливый народ говорит: не сгодится Богу молиться - сгодится
горшки покрывать.
Напуганный утратой своей способности к священному художеству,
изограф пошел к Матронушке просить прощения.
- Пришёл? - встретила его Матронушка.
- Пришёл, - ответил художник, не понимая, как слепая узнала об
его приходе.
- Не получается?
- Не получается.
- То-то и оно, что не получается. Теперь иди и покайся в своем
главном и нераскры-том грехе, за который ты не понёс наказания
и о котором промолчал на исповеди.
Художник (а на его совести и в самом деле было преступление, о
котором, как он ду-мал, никто не знал) так и повалился Матронушке
в ноги.
- Грешен! Прости, матушка.
- То-то и оно, что грешен. Бога не проведёшь, Господь всё видит,
ничто от Него не укрывается. Ступай к батюшке и впредь не лги.
|