Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 93 март 2010 г. >> О хитоне Господа нашего Иисуса Христа

О хитоне Господа нашего Иисуса Христа

О хитоне Господа нашего Иисуса Христа

За 1000 лет до распятия Господа нашего Иисуса Христа царь Давид, прозревая евангельские события, с великим сокрушением восклицал: "…обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои: исчетоша вся кости моя: тии же смотриша, и презреша мя. Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий" (21-й псалом). Вряд ли многие понимали, о чём он так тосковал.

Прошли столетия. Сын Божий воплотился, жил рядом с современниками, проповедовал новое для них учение о спасении, большинством из них не был понят и даже был осуждён на позорную казнь.
И тогда сбылось сказанное псалмопевцем Давидом.

Вот как об этом пишет апостол и евангелист Иоанн (19, 23-24).
"Воини же, егда пропяша Иисуса, прияша ризы Его, и сотвориша четыре части,
коемуждо воину часть, и хитон. Бе же хитон не швен, свыше исткан весь.
Реша же к себе: не предерем его, о метнем жребия о нем, кому будет:
да сбудется Писание глаголющее: разделиша ризы Моя себе,
и о иматисме Моей меташа жребия. Воини же убо сия сотвориша".

"Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части,
каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.
Итак сказали друг другу: не станем разди-рать его, а бросим жребий, чей будет, -
да сбудется реченное в Писании: разделили ри-зы Мои между собою
и о одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины".

Жребий метнули, одежду разделили. Хитон достался одному из воинов-стражников.

Крест, на котором был распят Иисус Христос, был обретен через триста с лишним лет благочестивой царицей Еленой; как величайшая святыня хранятся гвозди, пробившие Пречистые руки, и Его терновый венец, и плащаница…

А что же хитон?
Да и возможно ли сохраниться ткани, ведь с тех пор прошло столько лет!
Но воистину неисповедимы пути Господни.
Однако ещё раз вернемся на много столетий назад.

* * *
Когда царь Навуходоносор завоевал Иерусалим, евреи рассеялись по разным странам.
Часть их поселилась в Грузии. В те времена эта страна называлась Иверией, столицей была Мцхета.
А центральная часть Иверии именовалась Картли.
Когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме Иудйском, с востока (из Персии) в Иерусалим пришли волхвы. Следуя за звездой, они увидели Богомладенца и по-клонились Ему.
Эта история стала известна и евреям, проживающим в Грузии.
В это время в картлийском городе Мцхета жил священник Элиоз.
Его мать происходила из рода священников Элии. У Элиоза была сестра Сидония.
Прошло 30 лет от рождения Христа.
Священник Анна написал из Иерусалима священнику Элиозу в Мцхета, что Младенец, к которому с востока, из Персии, пришли волхвы, достиг совершеннолетия, объявил себя сыном Божиим и проповедует новый закон.

"Придите, последователи закона Моисеева и выполним завет Моисея, чтобы никто из наших не отступился, и отомстим ему смертью", - призывал он.

Мать священника Элиоза стала умолять сына, чтобы тот не примкнул к злодеянию, не запятнал руки кровью, то был Сын Божий, о котором предвещали пророки.

Но сын не послушал мать.
В Иерусалим он отправился с ещё одним священником - Лонгинозом Карсели.
Они присутствовали при распятии Христа. Когда Его распинали и вбивали гвозди, звук ударов молотка об гвоздь в ту же секунду слышала мать Элиоза в Мцхета и с болью говорила: "Прощай, господство Израиля, несчастные и погубившие душу, глупостью своей предали вы Господа и Спасителя всех и стали нечестивыми убийцами вашего создателя. И ещё более горе мне, ибо я своими ушами слышала самую горестную весть".
Безгранично скорбя, мать Элиоза внезапно умерла.

В то время в Иерусалиме одежду казнённого делили между собой воины, участвующие в казни.
Как нам известно, так же поступили они после распятия Спасителя. Хитон достался мцхетским евреям.
Спаситель заранее распорядился судьбой хитона так, чтобы он стал достоянием Иверии-Картли - удела Богородицы. Священника Элиоза, возвратившегося в Мцхета, с плачем встретила сестра Сидония и поведала ему о смерти мате-ри. Увидев хитон Господень, она прижала его к сердцу и тут же отдала Богу душу.

О возвращении Элиоза и внезапной смерти Сидонии узнали все.
Царь Адерк, увидев хитон Господень, пленился прекрасной ткань, но не рискнул снять его с груди по-койницы. Её так и похоронили вместе с хитоном.

В 103 году по Р.Х. сын племянника царя Адерка, царь Амазаел, вместе с евреями долго искал хитон Господень, но не нашёл. Господь не попустил, чтобы хитон попал в руки нечестивцам.
Такую историю поведал священник Авиатар: он прочёл её в старинных книгах и слышал от своего деда. Существуют и другие толкования появления ризы - хитона Господня в Грузии.
Но как бы там ни было, очевидно другое.

На могиле похороненной с хитоном девушки (по другому преданию она была сестрой грузинского воина, к которому попала риза) выросло дерево, от которого совершалось множество исцелений и откуда истекло миро.
Однако грузины обратились в христианство лишь при императоре Константине, в 4-м веке.
Грузинские цари, видя совершаемые этим древом чудеса, построили там церковь - Светицховели, учредили архиепископию и стали погребать грузинских и карталинских монархов.

* * *

В Москве действует Ассоциация исследователей генеалогии и геральдики Кавказа.

Вот что пишет один из её членов:

"Христианские символы издавна являются важной частью грузинской геральдики.
Так, центральный символ в родовых гербах царей Грузии из династии Багратиони - хитон Христа.
Этот хитон хранится в Храме Светецховели - Храме Животворящего Столпа и является главной христианской святыней Грузии".
Хитон Христа является одним из главных символов в гербе князей Гедеванишвили - Наследственных Хранителей Ключей Храма Светецховели.

Он изображен, и на печати царя Ираклия II, который объединил в 60-х годах XVIII века Восточную Грузию (Картли-Кахетию) и подписал Георгиевский трактат с Россией".
Итак, Грузия, теснимая мусульманами и не имевшая более возможности быть независимым государством, сделала выбор в пользу великой православной державы - Российской.
А немногим ранее, в марте 1625 делегация шаха Аббаса I в сопровождении грузина Урусам-Бека, доставила царю Михаилу Фёдоровичу хитон Христов (на церк.-слав. - ризу).
В прилагавшемся письме шах извещал, что он, покорив Грузию, обрёл ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.

Она была торжественно положена в великолепном ковчеге в Успенском соборе московского кремля, и тогда же был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней (10/23 июля)
Позже одна её часть была передана в Софийский собор Киева, другая - в соборный храм Петропавловской крепости Петербурга, третья - вделана в нерукотворный образ Спасителя, находящийся в церкви Спаса нерукотворенного в Зимнем дворце столицы.

В советское время Риза считалась утраченной, но в 2002 году была найдена в ярославском музее "Спасский монастырь".
В 2004 году была передана Русской православной церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре.

С 1 декабря 2007 года находится в Храме Христа Спасителя.



Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 23