Здравствуйте, батюшка!
Рассакажите, пожалуйста, об истоках традиции очередности, в которой прихожане должны подходить к Таинству Причащения. Является ли правило, что женщины подходят последними - благочестивой традицией, или же строжайшим правилом, нарушение которого является грехом перед Богом?
В Храмах иногда сильно акцентируют внимание на очередность (младенцы с мамами, старшие детки, люди преклонного возраста, мужчины и потом - женщины). Но ничего не говорилось о беременных и немощных женщинах/мужчинах(в том числе и внешне здоровых, для которых в этот раз из-за недуга очень сложно стоять). Просто люди воспринимают слова священника буквально, и нередко находится прихожанка, которая активно занимается "перестановкой" остальных прихожан, которые стоят не в "том" порядке. (Ирина, 11.10.2009 18:47)
Здравствуйте, Ирина! В каждом монастыре или приходском храме сложились традиции очередности подхода к Чаше на Причащение, елеепомазание на полиелее, к кресту в конце богослужения. Дети, понятно, подходят первыми, потому что они наименее защищенные. В любом цивилизованном обществе, тем более в храме, вперед также пропускают беременных женщин, пожилых и немощных. Мужчины, присутствующие на богослужении, являются мужьями, отцами, главами семей. И, пропуская их вперед, им выражается уважение. Но если кто-то по незнанию нарушит устоявшийся «порядок», то это ни в коем случае не будет грехом. Это не церковный устав, канон, или догма, а всего лишь сложившаяся благочестивая традиция. Что касается «не в меру» активных прихожанок, то к ним нужно относиться с снисхождением и терпением, не сердясь и не раздражаясь на их «инициативу». Ведь ими движет желание соблюсти порядок.