В Алуштинском храме во имя всех Крымских святых и св. Феодора
Стратилата на южной стене, справа от алтаря, есть редчайшая
икона, изображающая собор Крымских святых.
Образ написан липецким иконописцем Виктором Блиновым к празднику
Всех крымских святых, установленному Священным Синодом в 1988
году, когда праздновали Тысячелетие Крещения Руси.
Множество святых изображено на этой иконе, и среди них есть
та, имя которой упоминается редко, а она доблестно и верно
служила Богу до своего последнего вздоха, - это святая
благоверная царица Феодора Сурожская.
"В XIV веке весь южный берег Крыма, от Судака до Ялты,
принадлежал царице-монахине Феодоре, прекрасной, добродетельной
и неустрашимой", - сообщает нам один из греческих синаксарей.
Царица и монахиня - редкое, вызывающее удивление сочетание.
Столица её царства находилась в Сугдейе - нынешнем Судаке,
на юго-востоке Крымского полуострова.
Отец Феодоры, греческий топарх князь Феодор, происходил из
древнего рода Палеологов, мать была итальянкой из Кафы.
В семье воспитывались также два брата-близнеца, дети родственника
князя Феодора.
После смерти матери царевны Феодоры воспитание детей было
доверено старцу отцу Иоанну - настоятелю монастыря святого
Прокла на горе Кастель.
Как сказано в летописи, "...старец Иоанн бежал из роскошной
и суетной Византии, бежал от религиозных споров и разврата;
скрылся здесь, в нагорной обители, устроил её, населил монахами...".
Эта обитель на горе Кастель находилась в окрестностях тогдашнего
Алустона, нынешней Алушты. Монастырь стал любимым местопребыванием
юной Феодоры.
Старец воспитал её в строгом аскетизме, говорил ей, что жизнь
земная - только приуготовление к жизни вечной. С детства её
не занимали девические игры и забавы.
Беседы с людьми умными и благочестивыми, молитва, чтение Священного
Писания и творений святых отцов - вот что было излюбленным
занятием юной царевны.
Она была милосердна, добра, отзывчива на чужое горе.
Часто она объезжала с отцом его владения, и всем, кто обращался
к ней с просьбой, помогала.
В воинских упражнени-ях она не отставала от юношей: выучилась
превосходно владеть мечом, смело управлять конём, метко стрелять
из лука.
Отец её, князь Феодор, с согласия императора Византии, умирая,
оставил 16-летнюю царевну наследницей Сугдейи и подчинённых
ей владений.
Став царицей, святая Феодора, принявшая к этому времени постриг
в монашество, не изменила строгого образа жизни: в Сугдейю
приезжала лишь когда этого требова-ли государственные дела,
а большую часть времени проводила на своей любимой Кастель-горе,
в монастыре святого Прокла, где жила в специально для неё
построенной башне.
Укрепляя монастырь, она провела туда водопровод из источника
у Яйлы, а также устроила в одной из башен подземный ход к
морю.
Как уже было сказано, она росла с двумя родственниками-близнецами
Ираклием и Константином.
С
возрастом детская привязанность к девице перешла у Ираклия
в чувство страстной любви.
Но ведь царица была монахиней.
Страстно молил её Ираклий забыть свой обет и стать его женой,
сулил содействие Патриарха, но святая Феодора твёрдо отказала
ему, сказав, что самая лютая смерть милее ей, чем нарушение
монашеского обета.
Озлобился гордый и властолюбивый юноша, получив отказ, и,
наущаемый диаволом, решил погубить святую.
Ираклий решился на предательство.
Пробравшись в Кафу (нынешняя Феоосия), он убедил генуэзского
консула напасть на Сугдейю, обещая помощь при взятии города.
В уплату за свое вероломство изменник потребовал отдать ему
Феодору.
И вскоре под стенами города собралась чёрная рать генуэзцев.
Два месяца длилась битва.
Во главе защитников крепости встала царица-монахиня.
Как неустрашимый воин Христов она взяла в руки меч.
Там, где Феодора появлялась на боевом белом коне, силы защитников
города удесятерялись.
Но вот изменнику Ираклию удалось пробраться в крепость, пользуясь
сходством с братом-близнецом Константином. Он убил часового
и открыл ворота врагу.
Генуэзцы ворвались в город. Силы были неравны. К утру Сугдейя
была под их властью.
Царица с верным помощником Константином, остатком войска и
частью жителей ушли на запад и укрепились в крепости Алустон.
Они решили умереть православными.
Вскоре галеры генуэзцев показались у Алустона. Началась осада.
Войска католиков-генуэзцев много раз шли на приступ, но православные
оборонялись твёрдо.
Тогда генуэзцы подвезли стенобитные орудия и стали ими разрушать
стены крепости.
Видя, что город не удержать, Феодора вывела из Алустона воинов
и жителей.
Они скрылись на горе Кастель в монастыре святого Прокла.
Как уже упоминалось, от монастыря святого Прокла, прямо из
башни Феодоры, шёл подземный ход к морю, к восточной части
горы.
Там, у пристани, всегда стоял под парусами корабль, готовый
отвезти царицу в Византию.
Она собрала совет, решавший как быть: отплыть ли ей в Византию,
и тогда её подданные останутся живы, потому что главной причиной
этой войны после взятия Сугдейи была только она, ца-рица-монахиня.
Но народ в один голос возопил: "Нет, царица, не покидай
нас! Мы не хотим быть под властью врагов наших. Падём около
тебя...".
Вскоре у стен монастыря появились генуэзцы.
Враги решили взять Кастель длительной осадой.
Но окончательно обезумевший предатель Ираклий не мог ждать
долго и вызвался проникнуть туда.
По известному ему с детства подземному ходу прошёл он в обитель
и открыл ворота.
Он рвался к Феодоре. А она уже вышла навстречу ему с мечом
в руках.
Узнав о том, что Ираклий открыл ворота, царица в праведном
гневе своими руками отсекла ему голову.
Ожесточённо сражались в этой битве все: монахи, женщины и
даже дети.
Был убит Константин.
Святая Феодора с возгласом: "Господи! Приими меня!"
- ринулась в самую гущу битвы и положила душу свою за Православие.
Её кровь обагрила склон Кастель-горы.
И до сих пор там, на сером фоне утёса, ещё видны багровые
тёмные полосы.
Скала эта носит название Эматакая (Гемата), или Канкая, что
по-гречески означает "кровавая скала".
Местное предание гласит, что это - застывшая кровь святой
благоверной царицы Феодоры Сурожской и всех защитников Православия,
павших здесь.