|
|
27 февраля мы начинаем путь, ведущий нас к самому удивительному событию истории человечества – смерти Сына Божия ради спасения нас, грешных, и Воскресения Его.
Поэтому пост, установленный Церковью перед Пасхой, называется Великим. Ещё – Святой Четыредесятницей, так как длится 40 дней, не считая 6 дней Страстной седмицы.
|
Установлен Великий пост святыми учениками Господними – апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея, Илии, но, главным образом, – посту Господа нашего Иисуса Христа в Иудейской пустыни.
Об этом свидетельствуют отцы Церкви I – IV веков.
Тогда же был установлен и образ поста телесного: запрещалось вкушение мясного, молочного, яиц.
Лишь в праздник Благовещения, если он не выпадает на Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.
Предлагается и воздержание между супругами. Всё это предписано соблюдать ради духовной пользы.
«Пост, – говорится в одной древней книге, – делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным.
Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожая порочные; всё внутри нас в порядок приводит; развращённые помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет и всегда от бури пороков защищает».
Но не вдруг начинается Великий пост: ему предшествуют четыре подготовительные Недели (т.е. воскресные дни) с тремя седмицами (т.е. неделями).
Первая – о мытаре и фарисее (по евангельскому чтению этого дня, в 2012 г. 5 февраля), причём в последующие среду и пятницу поста нет.
Это для того, чтобы мы не стали людьми, соблюдающие пост лишь внешне, как фарисей, и не обманывались, думая, что Господу для спасения нашей души довольно этого.
Вторая – о блудном сыне (тоже по евангельской притче этого дня, в 2012 г. 12 февраля).
Милосердие Божие неисчерпаемо ко всем без исключения, лишь бы мы стремились в дом Отчий.
Истинная полнота и радость жизни – в общении с Богом.
Третья – мясопустная, то есть, когда мы прекращаем вкушать мясное.
Ещё она называется (по евангельскому чтению дня, в 2012 г. 19 февраля) Неделей о Страшном суде.
Накануне, в субботу, как в преддверие Страшного суда, совершается поминовение «всех от Адама идо днесь усопших во благочестии и правой вере».
Это отрезвляет нас, ведь все мы смертны.
Четвёртая – сыропустная, когда последний раз перед Постом мы вкушаем молочное и яйца (в 2012 г. 26 февраля).
Перед нею разрешены молочное и яйца в среду и пятницу.
Службы Великого поста со Страстной седмицей и подготовительных Недель охватывают период в 70 дней, напоминая о 70-летнем пребывании Израиля в плену Вавилонском.
Эти службы помещены в особой книге – Триоди Постной.
Слово «Триодь» греческое и обозначает «трипеснец»: «трио» – три, «оди» – песнь.
Особенность великопостного богослужения – включение в чтение канонов ежедневно по три постовые, покаянные песни.
Всего в Триоди Постной около 160 служб. Авторы её – великие песнопевцы Церкви, начиная со св. Космы Маюмского (VIII в.), св. Андрея Критского, и заканчивая Никифором Каллистом (XIV в.).
Постепенно, вместе с пением покаянных тропарей «Покаяния отверзи мне двери…», псалма «На реках Вавилонских», отказом от мясного, воспоминанием о Страшном (потому что последнем, окончательном) суде, пением великого прокимна «Кто Бог велий» и многим другим Церковь подводит нас к самому сосредоточенному времени года – Великому посту.
Помоги нам, Господи, достойно вступить в это благодатное время!
|