В одном из Псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: “Благословиши венец лета благости Твоея” (Пс. 64, 12).
“Венец лета” означает круг года.
Эта глубокая мысль Псалма подчеркивает цикличность нашего времени, его спиралевидную направленность в будущее.
Об этом постоянно свидетельствует Богослужение своим суточным, недельным и годовым кругом чинопоследований.
Данное изречение Псалмопевца неоднократно используется в службе Новому лету и в молебне на Новый год.
Таким образом, начиная новый виток времени, Святая Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа новых милостей на последующий год.
Новый год — это точка отсчета времени, освящённого христианскими праздниками, памятями святых, а также молитвой к ним.
И праздник Нового лета есть начало Православного Месяцеслова.
Начало времени положил Сам Бог, пребывающий вне времени, когда Он сотворил сей видимый мир.
С этого момента начался отсчет времени.
Византийская эра, принесенная к нам после Крещения Руси, вела отсчет от сотворения мира, а Новый год отмечался первого марта.
Первым двунадесятым праздником тогда был праздник Благовещения, тропарь которого начинался словами: “Днесь спасения нашего главизна...”
В конце XV века Новый год был перенесен на первое сентября.
И поныне ежегодно в этот день в православных храмах творится служба Новому лету, возносятся молитвы, чтобы Господь ниспослал Свои милости и в наступающем году.
В песнопениях службы на этот день говорится:
“Христе Боже наш, Иже мудростию вся содеявый, и из не сущих во еже быти приведый,
благослови венец лета, и грады наша сохраняй невредны,
и верныя люди силою Твоею возвесели, победы дая на сопостаты,
Богородицы ради даруя миру велию милость”.
Испрашивая у Бога милости, верующие приносят Творцу свои подвиги и добродетели:
“Начало Тебе лета людие Твои приносят, ангельскими песньми славословяще Тя, Спасе”.
Возвращаясь к своим национальным истокам и вере отцов, мы должны возродить значение церковного Нового года.
Когда же заканчивался 1699 год, царь Петр I повелел перенести празднование Нового года на первое января.
Так появился у нас гражданский Новый год, отмечаемый, как и в Европе, в январе. Но поскольку у нас был Юлианский календарь, а на Западе с 1582 года — Григорианский, то наш гражданский год “запаздывал”.
“Догнали” мы Запад только после революции.
В результате этого Православное Рождество Христово оказалось после праздника гражданского Нового года.
Более того, сам гражданский Новый год пришелся на праздник святого мученика Вонифатия († 290).
В верующей среде появилось тогда такое понятие, как “старый Новый год”, когда вместо “советского” Нового года он праздновался тринадцать дней спустя.
Понятие “старый-новый год” звучит примерно как “холодный–горячий” чай.
Встает вопрос: каково должно быть отношение верующего человека к гражданскому Новому году?
Ответ прост: как и ко всем остальным гражданским праздникам, которые к тому же не дублируются по старому стилю. Отношение к праздникам показывает существенную разницу между верующим человеком и неверующим. Верующий человек использует всякий повод, чтобы помолиться, а неверующий — чтобы побыть навеселе. Поэтому мы совершаем в канун Нового года молебен, подчеркивая важность молитвы в жизни христиан и всего общества.
Можно говорить о трех видах почитания святых.
Первое — это тезоименитое почитание, когда мы празднуем память своих небесных покровителей.
Мы чтим также святых, в дни памяти которых совершались знаменательные события нашей жизни.
Наконец, мы обращаемся к святым, которые являются покровителями тех или иных видов нашей деятельности или имеют благодать от Бога помогать нам в определенных случаях и бедах.
К святому мученику Вонифатию обращаются с просьбой избавить от порока пьянства.
“Усердное празднование” Нового года в день его памяти является своего рода антипразднованием этого святого мученика.
Таким образом, вместо того, чтобы молиться сему святому об избавлении от широко распространившегося в нашем обществе порока, мы подливаем масла в огонь.
Встречая Новый год, мы обращаемся назад и видим, что среди нас кого-то уже недостает — они отошли в блаженную вечность.
В силу этого Новый год — это праздник, когда приходится задумываться о будущем, о себе, о своем предназначении, о бессмертии.
Счастлив человек, если он пребывает теперь с Богом — ему легче совершить земной путь, и каждый Новый год приближает его к Вечности.
|