Дитя мое, ты нездорова;
Господь, помилуй и спаси!
Дай окроплю святой водою…
Дитя мое, Господь с тобою!
***
Громко мученик Господу взмолился:
«Прав Ты, Боже, меня наказуя!
Плоть мою предай на растерзание,
Лишь помилуй мне душу, Иисусе!»
***
И, с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
…сердцу больно:
Мне стыдно идолов моих.
К чему, несчастный, я стремился?
Пред кем унизил гордый ум?
Кого восторгом чистых дум
Боготворить не устыдился?
***
Несчастный, полно, перестань.
Ужасна исповедь злодея…
Молись. Опомнись – время, время.
Я разрешу тебя – грехов
Сложу мучительное бремя.
***
Всем честию, и мертвым и живым,
Не помня зла, за благо воздадим.
***
Грехов могущий разрешитель,
Духовной скорби врач, служитель
За нас распятого Христа,
Его Святую Кровь и Тело
Принесший мне, да укреплюсь.
Да приступлю ко смерти смело
И жизни вечной приобщусь!
***
Нас издали пленяет слава, роскошь
И женская лукавая любовь.
Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь Господь меня привёл.
Милосердия надеюсь,
Успокой меня, Творец!
|
*«Никогда я не проповедовал ни возмущения, ни революции – напротив… Как бы то ни было я желал бы вполне и искренно помириться с Правительством…»
* «Бунт и революция мне никогда не нравились – это правда…»
* «…лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения общественных нравов без всяких насильственных потрясений».
* «человек нашёл Бога именно потому, что Он существует. Нельзя найти то, чего нет».
* А.С.Пушкин удивлялся людям, «не имеющим никакого понятия о жизни святого, имя которого носят от купели до гроба».
* О Моисее: «Он не восстаёт против Вечного, но следует Его воле.
Он участвует в делах Божьего Промысла, начиная с Неопалимой Купины до Синая, где он видел Бога лицом к лицу. И умирает на горе Нево один перед лицом Всевышнего. Только в Боге может найти успокоение этот служитель Божий»
* О языке Библии: «Мои дети будут читать Библию в подлиннике, по-славянски. Передавать этот удивительный текст пошлым современным языком – это кощунство даже относительно эстетики, вкуса и здравого смысла».
*О Евангелии: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применимо ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира: из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицей народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного, но книга сия называется Евангелием, и таковая ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в её божественное красноречие».
* О сатане: «Я верю Богу во всем, что касается сатаны; в стихах о падшем духе, прекрасном и коварном, заключена великая философская истина. Если уродливость диавола не мешала колдуньям поклоняться ему, то это свидетельствует о развращённости человечества, которое подчас преклоняется перед всевозможными, особенно нравственными уродливостями, возводя их в красоты».
* «Великий духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. Греческое исповедание, отдельное от всех прочих, даёт нам особенный национальный характер. В России влияние духовенства столь же было благотворно, сколь пагубно в землях римско-католических».
* «Христианское просвещение было спасено (от нашествия татар) истерзанной и издыхающей Россией, а не Польшей… Но Европа в отношении России всегда была столь же невежественна, сколь и неблагодарна».
* «Духовенство, пощажённое сметливостью татар, одно в течение двух мрачных столетий питало искры бледной византийской образованности. В безмолвии монастырей русские иноки вели свои беспрерывные летописи; архиереи в посланиях своих беседовали с князьями и боярами в тяжёлые времена искушений и безнадёжности».
* «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
* «Клянусь вам моей честью, что я ни за что не согласился бы – ни переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Бог». |