|
|
Диакон Андрей Кураев.
Крестопоклонная неделя
У православных – третья неделя Великого Поста. Крестопоклонная.
Две недели поста уже позади.
Те, кто постились за компанию, уже отсеялись и вернулись
к своим сосискам.
|
У оставшихся «на посту» есть повод поставить себе хорошую оценку:
«несмь яко же прочии человецы».
И тут перед нашим чувством глубокого удовлетворения от нашей же
собственной праведности вдруг ставится — Крест.
Перед памятью о крестной боли аннигилируется память о тех неудобствах,
которые несем мы на своем постной пути.
Крест – это стоп-сигнал, препятствие.
Прежде всего это знак того, что твой собственный путь в избранном
направлении (спасение, самосовершенствование, очищение) безнадежен.
Ведь на Кресте – Тот, Кого в Средиземье называют Илуватаром,
в Нарнии – Асланом, в греческом тексте Символа веры – Поэтом.
То есть — Творец.
Если такая помощь посылается из такого источника, значит, мое
восхождение было иллюзорно, а вокруг меня не без моих усилий
конструировался мир катастрофы.
Христианство – жесткая религия.
Крест – это главный поступок того Бога, в которого верят христиане.
И в этом Его поступке одновременно и немыслимая помощь нам и
немыслимо жестокий диагноз нам же.
Если помощь оказывается в таком ошеломительном объеме, то она
называется уже не помощью, а спасением.
Спасают же там, где угроза умножилась на бессилие.
Христианство, возвеличив человека («ты не пыль, «нас ради человек
и нашего ради спасения» Бог сам стал таким как ты») одновременно
его и унижает («забудь о самосовершенствовании и самоспасении,
ты, сотериологический неумёха).
Успехи йогов, жрецов и толкователей отодвинуты в сторону.
Никакой ритуально-социальный «закон никого не довел до совершенства»,
говорит первым христианам некогда очень продвинутый «толкователь»
(«книжник»).
Засмотревшись на Крест, этот Павел все свои былые заслуги, успехи
и преимущества теперь расценивает как «дерьмо» (Флп. 3,8).
У подножия Креста лежит большая куча, составленная из олимпийских
медалей, генеральских погон, докторских дипломов и черных поясов.
Человеческие знаки отличия и преимущества вдруг переживаются
как слишком маленькие.
Они подарили несколько дней радости и триумфа, но так и не смогли
заполнить собою боль и бездну души.
Так Крест разрушает мирки.
Но он же хранит Вселенную. Крест – форма устойчивости.
Если Бог так, крестно заботится о человеке, значит, на такого
Бога и на Его Крест можно положиться.
Человек не потерян и не растворен в эфирных безднах.
Крест охраняет его от «древнего Зла».
И потому под сенью Креста можно жить.
Олимпионик может идти на тренировку, банкир – в банк, генерал
– в штаб, студент – в аудиторию.
Если ты помнишь о той цене, которой ограждено твое бытие, ты
имеешь право на быт.
Ты можешь жить на земле и идти земными путями.
Просто найди свои слова для памяти о том, что по своему сказал
Сергей Трофимов: