|
|
Митрополит Антоний Сурожский
Крестопоклонная неделя
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Словами Священного Писания мы провозглашаем, что Господь
Иисус Христос есть Царь, Пророк и Первосвященник всей
твари.
|
Господь научил нас, что в христианской Церкви и царстве царь –
не тот, который силой подчиняет себе других, чтобы привести их
в безусловное и рабское послушание, но тот, кто служит другим
и отдает жизнь свою за других.
И святой Иоанн Златоустый учит, что всякий может править народом,
но только царь может положить свою жизнь за народ свой, потому
что он так отождествляется со своим народом, что у него нет ни
существования, ни жизни, ни цели, кроме как служить своему народу
всей своей жизнью, а если нужно – и смертью.
И сегодня, поклоняясь Кресту Господню, мы с новой силой можем
понять, с новой глубиной можем уловить, что означает царское
достоинство и служение Господа нашего Иисуса Христа: оно означает
любовь такую всецелую, такую совершенную, что Христос может
позабыть о Себе совсем, неограниченно; позабыть о Себе до такой
степени и отождествить Себя с нами так, что Он соглашается,
в Своем человечестве, утратить чувство Своего единства с Богом,
с источником вечной жизни, – больше того: с вечной жизнью в
Себе Самом, и соединиться с нашей мертвостью, с нашей смертностью.
Такая любовь делает Господа Иисуса Христа нашим достойным Царем;
перед такой царственностью преклоняется всякое колено (Флп.
2, 10)...
И потому что Он таков, Он может быть и Первосвященником всей
твари.
Первосвященники языческого мира, первосвященники в Израиле совершали
жертвоприношения, с которыми они отождествляли себя лишь в переносном
смысле, символически, ритуально.
Господь же Иисус Христос принес в кровавую жертву Самого Себя,
хотя в Нем не было ничего, что осуждало бы Его на ту смерть,
которую Он взял на Себя.
Не говорит ли он в Своей Первосвященнической молитве, в присутствии
и общении с учениками: Приближается князь мира, противник, и
во Мне он не имеет ничего...
Во Христе нет ничего, что принадлежало бы области смерти и греха.
И Отцу Своему Он говорит: Я освящаю Себя за них, в священное
жертвоприношение за Мой народ...
Первосвященник, Сам принимающий заклание, освобождает все остальные
твари от ужаса кровавого жертвоприношения, но тем самым и ставит
нас перед бескрайностью, бездонной глубиной любви Божественной,
которую иначе мы не могли бы себе и помыслить:
Жизнь, соглашающаяся быть истощенной,
Свет, соглашающийся быть угашенным,
Вечность, соглашающаяся умереть смертью падшего мира...
И поэтому Слово Божие может говорить нам как Пророк.
Пророк – не тот, кто предвещает будущее; пророк – тот, кто говорит
от Бога.
Одна из книг Ветхого Завета говорит, что пророк –это тот, с
кем Бог делится Своими мыслями.
Христос может не только говорить от Бога, но воплощает в
действии, воплощает в Своей жизни и в Своей смерти любовь Божию
жертвенную, всецелую, совершенную, отдающуюся.
Вот почему почитание Креста – такое диво в опыте Церкви.
Мы не будем никогда способны опытно узнать, что значило для
Христа умереть на кресте, и даже наша собственная смерть не
поможет нам понять, чем была смерть для Него: как Бессмертие
может умереть?
Но мы можем научиться, смелым и беззаветным усилием приобщаясь
все более глубоко, все более совершенно жизни, и учению, и путям
Христовым, можем научиться любить такой любовью, которая
все больше и больше приближается к этой любви Божественной,
и через нее познать то свойство, которым смерть – как забвение
себя, всецелое и совершенное – соединяется с победой любви,
воскресением и жизнью вечной.
Аминь.