Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 225 март 2021 г. >> Слово перед началом Великого поста. Протоиерей Валентин Амфитеатров

Слово перед началом Великого поста. Протоиерей Валентин Амфитеатров

Множество болезней нам дается



 

Читайте также:

Протопр.
Александр Шмеман.
Толкование Великого поста:

По сочинениям митр.
Стефана Яворского:

(Великий Пост в 2021 г.
с 15 марта по 1 мая)


Наступает Великий пост.
Семь недель святого поста, стоящие преддверием великого праздника во славу Христа Спасителя, по выражению святых учителей Церкви – лествица, по которой христиане должны восходить к духовным совершенствам.
Сумевший и успевший пройти твёрдой стопой по этой лествице способен принять в себя дары Святого Духа и созерцать величайшее таинство Христова Воскресения.

Каков же должен быть наш пост, чтобы он был угоден Богу и спасителен для нашей души?

Первое условие христианского поста – незлобие души.
Человеку гордому, человеку немиролюбивому, строптивому не доступны утешения истинного поста.
Когда нашу душу обуревают злые воспоминания и неблагожелательность, когда наше сердце беспокойно волнуется чувством гнева, мести и ненависти, то мы не постимся.
В этом состоянии человек, хотя бы уста его и повторяли слова молитв, а слух внимал церковным песнопениям, не замаливает свой грех, но усугубляет его.
В этом состоянии человек – раб страсти.

Истинный же пост возбуждает в душе чистейшие, благороднейшие чувства любви.
Трезво и разумно проходит пред сознанием человека великость той цели, к какой он направил свою душу.
Достижение этой цели обставлено величайшими качествами любви.
На пути к этой цели желающему должным образом провести Великий пост нужно ни на минуту не забывать обязанности быть кротким.

Кротость – это первое одеяние христианского поста.
Умение сдержать гневный порыв, умение отдалить от себя зависть и соперничество – это есть первое богоугодное начало поста христианского.
Продолжая идти в том же направлении, человек-христианин в дни поста должен выработать себе ещё ценное добродетельное качество – снисходительность.
В забывчивости о своих личных недостатках мы часто являемся грозными и страшными к человеческим ошибкам и проступкам.
Горьким словом, презрительным взглядом мы унижаем личность другого человека.
Это есть тот грех, который губит любовь нашей души.

Благо тому, кто во дни поста успеет сломать и сокрушить в себе этот грех и на его место водворит в душе благожелательность, дружескую услужливость и другие чистые и честные свойства Божественной любви.

Таким образом, главное и первое условие постаприобретение человеком любви к человеку.
Любящая душа, озарённая светом благодати, украсится дарами Святого Духа.

Второе условие христианского поста изображено в следующих словах Самого Иисуса Христа: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, лицемеры помрачают свои лица, чтобы явиться пред людьми постящимися (Мф. 6, 16).

Лицемеры соблюдают правила поста только напоказ людям, а не для Бога постятся.
Они хотят, чтобы другие их считали постниками, а не для того, чтобы постом расположить свою душу к добрым делам и угодить Богу.

Лицемерный пост оскорбляет Бога, отвращает Его любящее и правосудное око от человека.
Третье условие христианского поста, по учению Евангелия, это постоянное мысленное обращение человека к небесному счастию, приобретенному для нас Иисусом Христом.
По наставлению святой Церкви мы должны постоянно молиться и думать о том, как бы получить Небесное Царство.
Нас крестили младенцами в купели затем, чтобы мы попали в это Царство.
Нас подводили к чаше Христовой только за этим.
Словом, наша молитва, и общественная и частная – есть просьба этого Царства.
Но чаще всего наша жизнь явно отрицает это стремление.
У человека является в данном случае странное и непостижимое несогласие с самим собой.
Это зависит от простой причины: от того, что многие из нас неясно, слабо и неопределенно представляют себе небесные блага и вообще душевные наслаждения.
А между тем это представление небесного и чистого и составляет для человека истинное блаженство, истинный источник воды живой, про который беседовал Иисус Христос однажды с женой самарянской (Ин. 4).

Мы, привыкшие вести расчеты только с настоящей своей действительностью, похожи на людей, которые утоляют жажду мутной и гнилой водой.
Но это удовлетворение незаметно несет за собой ослабление и расстройство сил.
Душа человеческая не может быть довольна настоящим, ограниченным, чувственным.
Ей необходимо блаженство не на время, но навсегда.

Когда мы истинно любим, нам хочется любить не на срок, но вечно, вечно – бесконечно.
Временное обладание – это эгоизм, чувство, недостойное человека, и есть не что иное, как животное услаждение чувств.

Самое лучшее и высшее наслаждение наших чувств есть явное указание на небесное наслаждение.
Так нужно смотреть на все чувственные наслаждения; это суть подобия вечного блаженства и непреходящей радости; они – прямые или косвенные напоминания о нём и призывание к нашему вожделенному отечеству.

Пусть каждый из нас поставит за необходимость стремление к высшим духовным наслаждениям.
В них, только в них и небо, и вечность, и рай, и самые люди как ангелы.
Эти наслаждения чистые и святые; они успокоительно ведут человека посреди сени смертной: они вожделенное отечество нам подают, рая паки жителей нас сотворяя.
Потому-то Спаситель в Евангелии, которое вы слышали, предупреждает: не ищите сокровищ на земле, ищите их в небе, ищите от неба указанным способом, ищите вечных благ, которых ни моль, ни ржа не истребляют, ни воры не крадут и не подкапываются под них (Мф.6, 19).

Вот урок матери нашей Церкви в день прощания нашего с грехами и суетой.
Не будем учениками рассеянными и ленивыми.
Этот урок весьма важен для тех, кто хочет поститься.

Аминь.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908)


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2021 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко


Посетителей на сайте: 12