|
|
Из Поучения сыновьям
киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125)
"…Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте
Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную,
это ведь начало всякого добра.
|
Имейте
душу чистую и непорочную, тело худое, беседу короткую и соблюдайте
слово Господнее:
"Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых
слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь,
без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать
словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших,
с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу
ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью,
ни во что ставить всеобщий почёт.
Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние
пусть надеется и вечных благ насладится...
…Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив
и премилостив.
Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы
хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а Господь наш,
владея и жизнью, и смертью, согрешения наши превыше голов наших
терпит всю нашу жизнь.
Как отец, чадо свое любя, бьёт его и опять
привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над
врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать
их: покаянием, слезами и милостынею…
Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам
кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте
сильным губить человека.
Ни правого, ни виновного не убивайте
и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не
губите никакой христианской души.
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь
на тиуна или отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над
домом вашим, ни над обедом вашим…
Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает
и тело.
Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам
причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы
не стали проклинать вас.
Куда
же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более
же всего чтите гостя, откуда бы к вам не пришёл, простолюдин ли,
или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком -
то пищей или питьём: ибо они, проходя, прославят человека по всем
землям или добрым, или злым.
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.
А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь
- как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от
других стран.
Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет,
а что не умеет, тому не научится.
Добро же творя, не ленитесь
ни на что хорошее… пусть не застанет вас солнце в постели…".
Родительство - во все времена на Руси серьезно и ответственно
занимались воспитанием поросли.
А с нами-то что случилось? Забыли
о главном своем предназначении?
Или просто не умеем умно и грамотно
наставить детей на путь истинный, ограничивая воспитательный процесс
естественным устремлением накормить и одеть, и немножко побаловать,
мол, ещё намыкаются. Так поучимся у наших предков.
Вспомним, что взрослые мастера брали себе юных помощников, и те,
помогая им, учились их "художеству" или "хитрости".
В крестьянском хозяйстве дети участвовали вместе с отцами - им
всегда находилось посильное, но настоящее дело.
Малолетних князей в восемь лет "сажали на коня" и те
начинали вполне серьезные "взрослые" битвы.
По возможности дети должны были все сами делать для себя и не
затруднять других: рано просыпаться, помогать в доме, в боевом
походе не снимать оружия, быть бдительными, упорными и смелыми,
овладевать знаниями.
В традиции воспитания было не просто послушание, но активность
и трудолюбие.
Оглянемся на наших предков, поучимся их мудрости и культуре.