“…Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу короткую и соблю-дайте слово Господнее: «Есть и пить без шума великого, при старых мол-чать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепство-вать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ста-вить всеобщий почёт. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится......
Архимандрит Антоний (1792-1877) более 40 лет был наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Его первой духовной наставницей была настоятельница Арзамасской Алексеевской общины схимонахиня Олимпиада (Стригалева), прославленная в лике святых Синодом Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 г. и почивающая в Введенском монастыре Киева. Нескольку раз в год отец Антоний ездил в Саров для бесед с опытными старцами и особенно – с преподобным Серафимом. Долгие годы его связывала дружба со святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским, который избрал его себе в духовные отцы. ...
В чем заключается покаяние? Человек, который отвернулся от Бога или жил собой, вдруг или постепенно понимает, что его жизнь не может быть полной в том виде, в каком он её переживает. Покаяние заключается в том, чтобы обернуться лицом к Богу. Этот момент изначальный и решительный. Когда мы вдруг меняем курс, и вместо того, чтобы стоять спиной или боком по отношению к Богу, по отношению к правде, по отношению к своему призванию, мы уже сделали первое движение, мы обратились к Богу. Мы ещё не покаялись в том смысле, что мы не изменились; но, чтобы это случилось, мы должны что-то пережить, потому что мы не отвращаемся от себя и не обращаемся к Богу просто так, как нам вздумается....
Бог возвестил праотцам в раю: «Умрете, если вкусите от древа познания добра и зла». А диявол уверял: «Не умрёте – напротив, у вас откроются глаза, вы будете как боги» (Быт. 3, 4-5). Так и ныне уверяет он бедных грешников: «Не тревожтесь, страх ада – вымысел людей суеверных, будьте выше толпы». И бедные люди поверили ему в раю, верят ему и теперь, верят, хотя опыт праотцев должен бы предостеречь их.
Жалкие люди! Какое унижение, какая слепота – верить дьяволу и не верить Богу!
После того, как ясно определено Богом положение грешника, чтó означало бы усилие человека выставить положение его в ином виде? Нечестивую борьбу с Богом! Хотят, чтобы суд Беспредельного соответствовал их земным, узким понятиям. Думают быть правдивее Вечной Премудрости и Правды.
...
В этот день, с самого зарания показалось мне, что старый сарай напротив нашего окна как бы об¬новился. Стал смотреть на дома, заборы, палисад¬ник, складницу березовых дров под навесом, на метлу с сизыми прутиками в засолнеченных руках дворника Давыдки, и они показались обновленны¬ми. Даже камни на мостовой были другими. Но особенно возрадованно выглядели петухи с курами. В них было пасхальное.
В комнате густо пахло наступающей Пасхой. Помогая матери стряпать, я опрокинул на пол гор¬шок с вареным рисом, и меня "намахали" из дому:
— Иди лучше к обедне! — выпроваживала меня мать. — Редкостная будет служба... Во второй раз говорю тебе; когда вырастешь, то такую службу по¬минать будешь...
...
– Отец Филипп, как часто вы ходите домой к своим прихожанам?
– Стараюсь делать это, насколько позволяет время. Эти посещения очень способствуют созданию общины. Наступает гармония между Церковью и миром, бытом. Говорим мы на самые разные темы, вопросы задаются и как врачу, и как священнику. В последнее время очень распространен вопрос о биодобавках типа "гербалайфа". Появилось очень много компаний, в том числе и российских, которые их распространяют. Приходится самому читать рекламации, специальную литературу, выяснять, что можно употреблять, а что нет.
Однозначно нельзя иметь дело с препаратами, в которых используются вытяжки из плаценты или любой части человеческих органов. ...
По мысли прот. В.Зеньковского, юность соединяет все предыдущие периоды развития личности и подготавливает наступление зрелости. Все силы души: чувственно-эмоциональная, интеллектуальная и физическая вполне созревают и достигают своего расцвета, формируя своеобразный и неповторимый человеческий облик юноши или девушки.
Юность – это период цельности устремлений, поисков своего места в жизни и ак-тивного формирования внутреннего мира. Молодая душа как бы переключается на себя. Главный мотив поступков молодежи – выявить свой личностный, творческий и жизненный потенциал («чего я стою?»). Юноши и девушки активно входят в мир, узнают его, любят его, хотят в нём себя проявить и добиться признания. Но периоду юности свойственны максимализм установок и притязаний, категоричность суждений, а также идеализация представлений о жизни и людях. ...
2 апреля 1805 года, чуть более 200 лет тому назад в маленьком городке Оденсе родился мальчик, имя которого сейчас знает весь мир. Назвали его Гансом Христианом. А фамилия мальчика была Андерсен.
Отец Ганса Христиана был бедным башмачником, а мать – прачкой. В их домике не было ни богатой мебели, ни картин и украшений. Единственной гордостью матери Ганса Христиана была безукоризненная чистота в доме и вазы с прекрасными тюльпанами, которые стояли на окнах.
Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывали старухи-соседки. Но самые интересные сказки рассказывал мальчику отец – вспоминал те, что слышал сам в детстве, пересказывал и читал книги. Ганс Христиан и сам начал при-думывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот.
...
Старик Желябужский впал в такое преступление, которое, по справедливости, заслуживало публичного наказания и ссылки, к чему воинским судом он и был приговорён, а приговор тот был утверждён государем. Сын стольника, человек молодой и видный, узнав о таком приговоре, по выходе государя из дворца пал к стопам его и со слезами возопил: «Надёжа-Государь! Не дерзаю умолять тебя смягчить приговор, учинённый судом отцу моему, зная, что оный правосуден, а прошу только из единого милосердия твоего: преступление отца и заслуженное наказание перенести на меня. Он, при старости и слабости своей, наказания такого перенести не сможет, а я, по молодости и крепости моей, удобно снесу и заплачу тем за рождение своё. И таким образом, без нарушения правосудия твоего, спасу и мать мою, которая не может перенести столь горестного лишения мужа; малолетних же братьев и сестёр избавлю от несносного сиротства и бесчестия всего нашего рода.
Государь, чувствительно тронутый таковой сыновней нежностью, поднял его и, поцеловав, сказал: «За рождение такого сына, как ты, прощаю твоего отца и возвращаю его семейству, а тебя жалую чином и местом его, надеясь, сто исполнишь должность лучше, нежели отец твой.
...