Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 98 август 2010 г. >> Священноисповедник Иларион (Троицкий). Письма о Западе (2)

Священноисповедник Иларион (Троицкий). Письма о Западе (2)

Священноисповедник Иларион (Троицкий)
Читайте также:

Письмо четвертое.
Богослужение (2)

…Часто западные богословы утверждают, будто Лютер и ему подобные восстановили истинное древнее христианство. Затея "восстановления христианства", по моему убеждению, может быть признана только крайней нелепостью…

Можно ли пятидесятилетнему человеку восстановить второе или третье десятилетие своей жизни.
Не то же ли самое и в жизни Церкви?
Каждый век имеет свои особенности, и он в праве иметь эти особенности.
Дух Святой не жил только в Церкви, но и живет в ней всегда.
Почему же должны быть забыты века, начиная, положим, с четвертого?
А почему не возвратиться к первому веку?
Есть ли граница, до которой следует "восстановлять истинное христианство"?
Где она? Кто ее определял? Кто ее может определять?
Эти именно вопросы, думается мне, мой дорогой Друг, необходимо ставить, когда заходит речь об "упрощении" христианского богословия, об освобождении христианства от позднейших наслоений.
У нас особенно часто говорят об излишней будто бы обрядности в богослужении. Церковный Типикон иные даже зовут православным талмудом.
Крайнее недомыслие! Богослужение наше осложнялось постепенно в течение целых веков. Постепенно составлялись наши толстые книги, триоди, октоихи и др.
Все это можно назвать только развитием, прогрессом богослужения.
В результате этого прогресса и получился Типикон, эта сводка всего лучшего, что было в продолжение веков в разных странах: и близ Иерусалима в монастыре св; Саввы, и в Царьграде в студийской обители, и на св. горе Афонской, и у нас в древней благочестивой Руси.
Замечательно самое название "Типикон", т. е. образец или идеал.
Своей красотой идеал вызывает невольное стремление к его осуществлению, хотя редко можно осуществить идеал во всей его красоте.
Наш Типикон сложнее западных богослужебных порядков и в этом я, Друг мой, усматриваю наше преимущество. Типикон роднит нас со всею вселенской Церковью, со всеми ее веками.
Запад же не восстановил истинного христианства, но разорвал живую связь с целыми веками древней Церкви.
Упрощение богослужения есть самоограбление.
Действительно, в отношении богослужения Запад впал в нищету и убожество.
В самом деле, что можно наблюдать во всех немецких кирхах?
Соберутся в пустом зале, сядут по скамейкам, пропоют несколько духовных стихов, прослушают проповедь - вот и все. Скука и однообразие самые убийственные!
Разве это не замечательно, что при всем богатстве западной культуры, при постоянном усложнении жизни, богослужение западное становится все более и более бедным, безличным, упрощенным, бес-цветным!

Не то у нас. Конечно, у нас настоящая богослужебная жизнь поддерживается преимущественно и почти даже исключительно в монастырях.
Приходские храмы слишком удалились от типиконного идеала и обезличили наше дивное богослужение.
Я искренно жалею, что Ты, Друг, при всем своем благочестии (я знаю его!) мало видишь и понимаешь красоту нашего богослужения.
Нужно больше бывать в монастырях.
В монастырях каждый праздник имеет свой особый характер.
Ведь в Типиконе даже и напевы особые положены на каждый большой праздник, поются "стихиры самогласны".
Заранее ждешь, как будут петь стихиры, например, Благовещения, "Августу единоначальствующу" в Рождество, "Преславная днесь" в Троицу.

А какое разнообразие служб!
Рождество и Крещение с их "навечериями", великий пост и пятидесятница...
Ах, Друг, как мне жалко бывает светских людей, которые или совсем не бывают за богослужением, или ходят к одним только обедням!
Обедня - это уже конец праздника.
Для меня лично в сравнении с бо-гослужением прямо жалкими и бедными кажутся всякие оперы, концерты и т. д.
Бывают дни, когда богослужение и приходских храмов дает возможность хоть отчасти понять и почувствовать красоту православного богослужения.
Эти дни - последние дни страстной недели и вся пасхальная неделя.
Об этих днях мне нечего Тебе говорить.
Ты сам их знаешь и, надеюсь, чувствуешь своим сердцем всю их неизъяснимую красоту.
Ну, вот и вообрази, дорогой мой, что вместо утрени в великую пятницу и великую субботу, вместо пасхальной утрени собрались бы мы, сели на скамейках, пропели под музыку несколько стишков и разошлись бы по домам!
Ведь это же было бы обидой, насмешкой, оскорблением.
Вот что получается от "упрощения" богослужения, от восстановления первохристианской простоты!

Итак, Друг мой, я ничуть не завидую западным, что у них вместо Типикона ящик с цифрами.
Сложность нашего богослужения - это признак того, что мы живем церковной жизнью.
Нечего нам стыдиться своего Типикона и как бы извиняться за него пред просвещенными европейцами или русскими западниками.
Невежество и полная невоспитанность в церковном смысле - вот единственные причины высокомерного отношения к богослужебным уставам православной Церкви.



Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 196