 |
В самом начале Великого поста, как тот исходный тон,
которым определяется вся великопостная мелодия, Святая
Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св.
Андрея Критского.
Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием,
вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать
как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность,
всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием
и надеждой.
|
Весь канон Андрея Критского есть беседа с собственной душой, призыв
подняться из грязи жизни, проснуться, начать жить чисто и свято:
"Душе моя, душе моя, востани, что спиши!"
С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы – Адама
и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную
Землю и выше всего Христа и Церковь – с исповеданием грехов и
раскаянием.
События Священной истории явлены как события моей жизни, дела
Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия
греха и измены как моя личная трагедия.
Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы
между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.
Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну
оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я,
Христе, нынешнему рыданию?
Одним за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их
со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история
первого грехопадения – это моя личная история: Я совершил преступление
первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного
Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные
дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было,
Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями
страстей.
Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал
Зиждитель, и поэтому я наг…
Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят
снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время
– история и моей души.
Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях
и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая
человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем
же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается
с той же высшей и важнейшей реальностью.
Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы
явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.
Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а
неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине
есть история греха, покаяния и прощения.
Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри
которого раскаяние становится снова возможным.
Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой
правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных,
ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни… - мы понимаем, что история
первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает
нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом
человеке.
Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни
как приношения и дара, как жертвы Богу.
Или другими словами, - отказ от жизни для Бога и по-Божьему.
И благодаря этому откровению становится возможным произнести
слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но
которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты
вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель
мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.
Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке,
к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где
все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит,
все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит
настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.
Епископ Виссарион (Нечаев)
Толкования уроков покаяния
Предварительные замечания
Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося
в 712 году, поется и читается по частям на великом повечерии
в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого
поста, а на утрени в четверг пятой седмицы того же поста - полностью.
Великим сей канон называется главным образом по своей обширности,
потому что он содержит в себе 210 тропарей, не считая присовокупленных
впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии
Египетской и в честь самого творца канона Андрея, епископа Критского
(всего 250 тропарей).
Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений.
Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного
усыпления, раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние
ее, побудить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию,
подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития.
С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица,
деяния и события из ветхозаветной и евангельской истории, начиная
с сотворения Адама, и применяет сказания о них к нравственному
состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения,
угрозы, утешения, предостережения и наставления.
Канон больше всего наполнен обличениями, сущность которых выражена
в следующих словах канона: "Я представил тебе, душа, Моисеево
сказание о бытии мира и начиная с этого все богодухновенное
писание, повествующее о праведных и неправедных. Из них ты,
душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога".
Грешник не должен думать, что он может до конца жить во грехах
безнаказанно. Нет, ему грозит участь содомлян. "Как Господь
наказал некогда беззаконие содомлян, так и ты, душа, воспламенила
огонь геенский, в котором будешь ты гореть" (Песнь 2).
От этой участи спасает раскаяние. Но чтобы раскаивающийся грешник
не впадал в отчаяние, сознавая всю тяжесть своего падания, ему
предлагается утешение в следующих словах канона: "Моисеева
рука да уверит нас, душе, как Бог может убелить и отчистить
жизнь прокаженную; и не предавайся отчаянию о себе, хотя ты
и поражена проказою" (Песнь 6).
Немало в каноне предлагается предостережений от греха и наставлений
к жизни богоугодной. Например: "Ты слышал, душа моя, что
Измаил был изгнан, как порождение рабыни: будь бдительна, смотри,
чтобы и тебе не потерпеть чего-либо подобного за сладострастие"
(Песнь 3). "Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты,
душа, подражай его образу жизни, дабы и тебе узреть в пустыни
явление Бога" (Песнь 5).
"Православие и Мир"
Приложение
Св. Андрей, епископ острова Крита
Святой Андрей был родом из Дамаска.
Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после
приобщения Святых Тайн.
На 14-м году, желая служить Богу, он удалился для подвижнической
жизни в Иерусалимскую обитель св. Саввы Освященного.
Прославившись здесь своим умом и строгою жизнью, он был взят
в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.
В 679-м году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего
престола в Константинополь на 6-й Вселенский Собор. Вскоре после
собора он был посвящён дьяконом великой Софийской церкви и исполнял
обязанность "питателя сирот."
При императоре Юстиниане II-м св. Андрей был рукоположен в архиепископа
Критского.
Скончался св. Андрей в 712 году.
Св. Андрей известен, как проповедник и церковный поэт.
Составив многие вдохновенные молитвы и песнопения, он написал
и Великий покаянный канон, читаемый в храме Великим постом.
Написал он также канон на Рождество Христово и другие, трипеснцы
(каноны, состоящие из трех песней) на повечерие недели Ваий
и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне
и другие.
Св. Мария Египетская
Мария двенацати лет ушла из родительского дома в Александрии
и, будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной,
увлеклась порочной жизнью.
Некому было остановить её на пути к погибели, а соблазнителей
и соблазнов было не мало.
Через 17 лет такой жизни Мария осознала своё падение, когда,
будучи в Иерусалиме удерживаемая невидимой силой, не могла войти
в храм.
Поняв, почему она недостойна войти в храм, она тут же покаялась
перед Богом и решила совершенно изменить свой образ жизни.
Из Иерусалима Мария удалилась в суровую и безлюдную иорданскую
пустыню и там 48 лет провела в полном уединении, посте, молитве
и слезах. Так она суровыми подвигами совершенно искоренила из
себя всякие греховные пожелания, а сердце очистила так, что
оно стало как бы живым храмом Духа Святого.
Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи,
промыслом Божиим удостоился встретиться с преподобной Марией,
когда та уже была глубокой старицей.
Он был поражен её великой святостью и даром прозорливости.
Однажды он видел её во время молитвы парящую в воздухе, а в
другой раз - переходящую по воде реку Иордан, как по суше.
Преподобная просила старца через год снова явиться в пустыне
со Святыми Тайнами.
Старец в назначенное время пришел к ней и причастил преподобную
Марию святых Тайн.
Придя в пустыню ещё через год, в надежде увидеть святую, он
уже не застал её в живых.
Тогда он похоронил её там же в пустыне, в чем помог ему лев,
который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы.
Это было, приблизительно, в 521 году.
Так преподобная Мария, из великой грешницы, с Божией помощью
стала величайшей святой и оставила всем людям пример покаяния.
Память её отмечается 1-го апреля и в 5-е воскресение Великого
поста.