|
|
|
Рождество
Христово
В
центре иконы обычно изображается пещера, в ней - красное
ложе, на котором возлежит Богоматерь.
Рядом в яслях спеленутый младенец, около которого - вол
и осёл.
На небе - Вифлеемская звезда, лучи от нее падают на Иисуса
Христа. Среди гор - ангелы, волхвы с дарами, пастухи.
Внизу - сидящий в раздумье Иосиф, рядом с ним - старец в
шкуре, олицетворяющий "дух сомнения".
Внизу справа - сцена омовения младенца: две женщины держат
ребенка и кувшин с водой (Мф. 2:11; Лк. 2:10-20).
Икона письма Андрея Рублева с этим сюжетом есть в праздничном
чине иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
|
Сретение
В
основе - евангельское повествование о том, как Богоматерь
с Христом и своим обручником Иосифом пришли в Иерусалимский
храм на сороковой день после рождения Богомладенца, чтобы
посвятить Его Богу.
В церкви их встретил глубокий старец Симеон и пророчица
Анна, издавна жившая при храме. В свое время Симеону было
предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит
Христа.
И вот произошло сретение (встреча). Сретение (слав.) -
встреча (Лк. 2:22-40).
На иконах изображается храм, на ступеньках которого стоит
Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Богоматерь протягивает
старцу Младенца (на некоторых иконах Симеон уже держит
Христа), за Марией Иосиф несет двух голубей - очистительную
жертву, причем рукава его платья закрывают кисти рук -
к жертве нельзя прикасаться руками.
Икона с этим сюжетом в иконостасе Благовещенского собора
Московского Кремля считается одной из лучших в праздничном
ряду, наиболее "рублевской" по художественному
мастерству.
Подобная же икона есть в Троицком соборе Троице-Сергиевой
лавры.
|
Крещение
(Богоявление)
В
основе - евангельский рассказ о крещении Иисуса Христа в
реке Иордан Иоанном Крестителем (Мф. 3:13-17, Мк. 1:9-11,
Лк. 3:21-22).
В центре, в реке, стоит обнаженный Иисус Христос, справа
от него - Иоанн Креститель, на берегу - Ангелы.
Сверху на Христа нисходит Святой Дух в виде голубя или луча,
ибо в писании сказано, что по выходе Спасителя из воды Иоанн
увидел Святого Духа, сходящего на него в виде голубя.
Спаситель правой рукой, находящейся у бедра, благословляет.
В XVII веке в сюжет вводится Бог-Отец.
В иконописном подлиннике пишется :
"...Господь Саваоф в облацех, небеса аки отверсты,
ризы на нем белы, Дух Святой от Него исходит трисиянен на
Христа". Подпись: "Сей есть Сын Мой возлюбленный,
о Нем же благоволил..."
|
Преображение
В
основе сюжета - евангельский текст о том, как Иисус Христос
вместе со своими тремя учениками - Иаковом, Иоанном и Петром
- взошел на гору Фавор помолиться и там преобразился: "вид
лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею".
Явились пророки Илья и Моисей и беседовали со Спасителем.
С небес сошло светлое облако и слышен был глас: "Сей
есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте" (Лк. 9:28-36).
Апостолы испугались (это изображается обычно в виде падающих
апостолов), но Христос успокоил их, а когда сходили с горы,
предупредил, чтобы они никому не рассказывали об увиденном,
пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых.
На иконах на вершине горы изображается в ярком сиянии Иисус
Христос, по обеим сторонам Его стоят на горках пророки Илья
и Моисей, а внизу - три апостола, испуганные и пораженные
увиденным чудом.
Петр и Иаков по бокам, в середине - самый молодой из них,
Иоанн.
От фигуры Иисуса к апостолам идут три ярких луча.
Моисей (молодой), со скрижалью в руках, - слева от Христа,
Илья (старец) - справа.
Одежды Христа обычно белые, расписанные золотом или серебром,
вокруг него - "слава" овальная или круглая, светло-голубого,
светло-синего или белого цветов.
Часто добавляются сцены восхождения Христа с апостолами
на гору Фавор и схождения их с горы.
Иконы "Преображение" имеются в праздничных чинах
иконостасов Благовещенского собора Кремля и Троицкого собора
Троице-Сергиевой Лавры.
Один из шедевров древнерусской церковной живописи - икона
"Преображение" мастерской Феофана Грека, написанная
в 1403 году и бывшая храмовой иконой Спасо-Преображенского
собо-ра города Переславля-Залесского.
|
Вход Господень
в Иерусалим
За неделю до Своего распятия Христос пошел в Иерусалим
(Мф. 21:1-11, Мк. 11:1-11, Лк. 19:29-41, Ин. 12:12-19).
Он остановился у горы Елеонской, подозвал к себе двух
учеников и велел им идти в близле-жащее село, чтобы взять
там осла.
Если же спросят, зачем берете, ответить, что это нужно
Господу.
Осла привели, ученики накрыли его своими одеждами, Христос
сел на него и поехал. Около Иерусалима навстречу ему вышло
много народа.
Спасителя приветствовали криками и ветками деревьев, люди
бросали на дорогу свои одежды.
Это было в последнее воскресенье перед Пасхой, которую
иначе называли неделей Ваий - пальмовых ветвей.
В России пальмовые ветви заменила верба, и потому воскресенье
Входа Христа в Иерусалим называется Вербным воскресеньем.
На иконах изображается Христос, который едет на осле.
Он въезжает в город - это Иерусалим. Христа с учениками
встречает народ, путь Его устилают одеждами и ветками
деревьев. Часто встречаются бытовые сценки с детьми.
Икона Андрея Рублева "Вход в Иерусалим" находится
в иконостасе Благовещенского собора, учеников Рублева
- в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
|
|