В виде огненных языков Дух Святой почил на каждом
и на Матери Божией.
И только тогда все ученики окончательно уразумели искупительное
значение явления в мир Господа и уже неколебимо уверовали в
Него как в Спасителя мира и Сына Божия.
С этого момента апостолы получили сознательное и чёткое представление
о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю
Своего Сына; о Сыне, сошедшем на землю и пострадавшем за весь
род человеческий, и о Духе Святом Утешителе, осиявающем Своею
благодатию всех, кто готовит себя к восприятию Его.
Они познали Святую Троицу!
Получив благодать Святого Духа, получили и дары мудрости, пророчества,
благовестия и чудотворения.
Им была дана способность говорить на разных языках, которых
они доселе не знали; каждый на том языке, на котором ему предстояло
проповедовать в чужой стране, куда направит Промысел Божий.
…И проповедь галилейских рыбаков имела великую силу, потому
что они исполнялись благодати Духа Святого, умудряющего и воодушевляющего
их на высокое апостольское служение.
…В
Пятидесятницу, воспоминание о которой мы так торжественно с
вами ныне празднуем, оканчиваются дела Христовы, относящиеся
к Его телесному пребыванию на земле, и начинаются дела Духа
Святаго.
Сошествие Святого Духа на апостолов - это не только чудо, прославившее
апостольскую Церковь, но и событие, сопряжённое с делом нашего
личного спасения.
Дух Святой созидает наше духовное возрождение.
Он открывает нам тайну о Пресвятой Троице.
…Пятидесятница не оканчивается тем единственным торжественным
днём, который был в Иерусалиме и описывается в книге Деяний
апостольских.
Нет! День огненных языков был только началом непрерывного исхождения
Духа Божия в человечество. Это день огненного крещения Церкви,
с которого и утвердилась на земле Церковь Христова.
Пятидесятница продолжается, и в течение всех прошедших лет до
наших дней совершается она над каждым из нас, если мы только
действительно стремимся всей душой к Богу и ищем Его.
…Благодать Духа Божия Животворящего, всё Собою наполняющего,
"Сокровища благих и жизни Подателя", проникает в человеческие
души, способствуя их просветлению.
…Дарами Святого Духа человек очищается от грехов, совершенствуется
и может восстановить в себе утерянный образ Божий. Во внутреннем
человеке постепенно восстанавливаются свойства Христовы.
Примером тому служат многие из святых угодников Божиих.
Так,
ещё в средневековье преподобный Антоний говорил своим ученикам:
"Я молился о вас, да сподобитесь и вы получить того великого
огненного Духа, Которого получил я… Он, когда принят будет,
откроет вам высшие тайны, отгонит от вас страх людей и зверей
- и будет у вас небесная радость день и ночь. И будете в этом
теле, как те, кои уже находятся в Царстве Небесном".
И в новые времена мы видим, что огни пятидесятницы не погасли
на земле.
В келлии близкого нам по времени жизни и так глубоко чтимого
всеми нами "убогого Серафима" посетители опускают
глаза, так как не могут смотреть в лицо преподобного, которое
светится, как солнце.
"Когда Дух Божий приходит к человеку, - поучает преподобный
Серафим ,- и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа
человека преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий
радостотворит всё, к чему бы ни прикоснулся".
Итак, мы видим, что со дня события в Сионской горнице в мир
вошла новая сила. Сила, которой утверждается Царство Божие в
сердцах человеческих.
Излиянием Святого Духа человек преображается, делается новой
тварью, приобщается Божественной жизни. Это чудо милосердия
Божия совершается непрерывно в истории Церкви и должно привести
к полному обожению мира и человека…
С момента Пятидесятницы море живительной благодати наводнило
землю…
Прошло через века… освятило многие народы…
И в наши дни наполняет святые храмы и сердца верующих.
Но по немощи своей человек не в силах постоянно проводить жизнь
свою в святости.
Мы часто теряем благодатные дары.
И потому приходится молитвенно взывать к небу, просить, чтобы
Утешитель - Дух Истины - пришёл к нам и опять вселился в нас
и проявил Свои спасительные действия:
"Приди и вселися в ны… и спаси души наша!"