Храм свт.Феодосия Черниговского Владимирская икона Божией Матери

Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Иконы Храма >> Средняя часть храма (юг) >> Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская»

Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская»

Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская»
Читайте также:
Память совершается
21 мая (3 июня по нов.ст.; избавление от Махмет-Гирея),
23 июня (6 июля по нов.ст.; избавление от Ахмета),
26 августа (8 сентября по нов.ст.; сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана).

Радуйся, Русь православную возлюбившая;
радуйся, веру истинную в ней утвердившая…
Радуйся, Молитвеннице наша теплая;
радуйся, Заступнице усердная!
Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Владимирской

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской.
Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов!

Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую,
а затем Московскую – Третий Рим, "а четвертому же не быти".

Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь
с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов.
Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.

Эту удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором,
который смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.

По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник Лука написал три иконы Богородицы.
Посмотрев на них, Пречистая сказала:

"Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами".
Одна из этих икон известна нам под именем «Владимирская».

До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону (вместе с другим образом Богородицы, известным как "Пирогощая") в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге.
В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея, сына Юрия Долгорукого.

Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей без ведома отца взял с собой икону.
В пути непрестанно служил перед нею молебны.
Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с усердием и радостью;
оттуда князь направился было далее, в град Ростов.
Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и,
несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли свежих, но не пошли и те.
Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться.
И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой
в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени – с 1160 года – она получила наименование Владимирская.

В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: "Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!" Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты.

После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность.

А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас.

Много иных чудес было явлено от чудотворного образа.

В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве.
У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию.
И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы.
По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал:
"Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля.

Было это 26 августа. "Весь град изыде противу иконы на сретение ею", – свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, "мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы,
от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами,
иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием".

И Богородица вняла молению уповавших на Нее.

В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре
явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами,
а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена;
бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее…
Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса.
Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили,
что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима.
И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.

И татары, и русские поражены были этим событием.
Летописец заключил: "И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!"

Благодарные москвичи выстроили на месте встречи чудотворной 26 августа 1395 года
Сретенский монастырь: "да не забудут людие дел Божиих".
Так после 242-летнего пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы
Владимирская перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году.

В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах.
Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки.
Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь.
В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских.
Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской.
Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско,
чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке.
Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.

В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела,
как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители,
неся в руках чудотворную Владимирскую.
Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий.
И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей
преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский – и пали ниц пред образом,
моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского.
И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые.

Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам.
Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться.
А татарам снова привиделось "воинство великое, доспехами сияющее", и бежали они от стен города.

Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской.
В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе:

21 мая – в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году;
23 июня – в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году;
26 августа – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

Особый извод Владимирской иконы именуется "Древом государства Московского".
Первая такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668 году, царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе.
На ней изображены святители Петр и Алексий, поливающие произрастающее из-за кремлевской стены пышное древо; на ветвях – медальоны с сонмом русских святых, а в центре – овальный образ Владимирской.

Как в иконе "Похвала Богоматери" библейские пророки пишутся с развернутыми свитками,
на коих начертаны слова акафиста, так и на этом образе небесные покровители Руси
славят и восхваляют Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство Российское.

Иконографически икона Божией Матери «Корсунская», принадлеит к типу «Умиление» («Елеуса»).

Из книги "О тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери" (Сост. Н. Дмитриева — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007)

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Икона Пресвятой Богородицы Владимирская | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 229